Безымянное поле — Симонов

Безымянное поле - Симонов, иллюстрация

Стихотворение «Безымянное поле» Константин Симонов написал летом 1942 года. Шел второй год войны. Фашистские полчища продолжали свое наступление, отодвигая фронт к берегам Волги. Из истории создания этого стиха известно, что Симонов лично принимал участие в Ливенской операции, и в его основу заложены впечатления писателя от происходящих на этом участке фронта событий. Помимо этого, в июле 1942 года вышел известный Сталинский указ «Ни шагу назад», в задачу которого входило остановить отступление Красной армии, и повысить общевойсковую дисциплину. Поэтому совсем неудивительно, что и в основу произведения Константина Симонова «Безымянное поле», заложен тот же призыв.

Композиция стихотворения состоит из двадцати пяти строф, в которых автор по сути повторяет вышедший приказ ЦК ВКП(б) аргументированно донося его до самой широкой аудитории. Непосредственно находясь на фронте, Симонов считался «своим» как для солдат, так и для офицеров. Он был свой для семей фронтовиков в тылу, а стихотворение «Безымянное поле» объединило не только простого паренька из окопа, но и старую интеллигенцию для которой дореволюционная Россия была гораздо важнее какого-то новообразования с аббревиатурой СССР. Читая текст «Безымянного поля» в первых строфах мы видим очередное отступление Красной армии, и заходящее кровавое солнце позора. Далее автор повествует о брошенных телах погибших бойцов, которые так и остались лежать на безымянном поле без почестей и могил. Центр композиции посвящен убедительной аргументации того, что мертвые имут срам, и нам должно быть стыдно как за брошенных товарищей, так и за отступление с поля боя. Заключительная часть композиции стихотворения «Безымянное поле» направлена показать читателю связь поколений. И тут встают «мертвецы всей России» погибшие на полях сражений с Петровских времен до Отечественной войны 1812 года. Окончательно связь поколений закреплена аналогией, что любое безымянное поле может остановить наступление фашистов, как когда-то неизвестная деревня Бородино смогла остановить наступление французов.

В материале краткий анализ «Безымянного поля», история создания и текст стихотворения Симонова.

Безыменное поле

Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной.

Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать.

Не в честных солдатских могилах —
Лежат они прямо в пыли.
Но, мертвых отдав поруганью,
Зато мы — живыми пришли!

Не правда ль, мы так и расскажем
Их вдовам и их матерям:
Мы бросили их на дороге,
Зарыть было некогда нам.

Ты, кажется, слушать не можешь?
Ты руку занес надо мной…
За слов моих страшную горечь
Прости мне, товарищ родной,

Прости мне мои оскорбленья,
Я с горя тебе их сказал,
Я знаю, ты рядом со мною
Сто раз свою грудь подставлял.

Я знаю, ты пуль не боялся,
И жизнь, что дала тебе мать,
Берег ты с мужскою надеждой
Ее подороже продать.

Ты, верно, в сорочке родился,
Что все еще жив до сих пор,
И смерть тебе меньшею мукой
Казалась, чем этот позор.

Ты можешь ответить, что мертвых
Завидуешь сам ты судьбе,
Что мертвые сраму не имут,—
Нет, имут, скажу я тебе.

Нет, имут. Глухими ночами,
Когда мы отходим назад,
Восставши из праха, за нами
Покойники наши следят.

Солдаты далеких походов,
Умершие грудью вперед,
Со срамом и яростью слышат
Полночные скрипы подвод.

И, вынести срама не в силах,
Мне чудится в страшной ночи —
Встают мертвецы всей России,
Поют мертвецам трубачи.

Беззвучно играют их трубы,
Незримы от ног их следы,
Словами беззвучной команды
Их ротные строят в ряды.

Они не хотят оставаться
В забытых могилах своих,
Чтоб вражеских пушек колеса
К востоку ползли через них.

В бело-зеленых мундирах,
Павшие при Петре,
Мертвые преображенцы
Строятся молча в каре.

Плачут седые капралы,
Протяжно играет рожок,
Впервые с Полтавского боя
Уходят они на восток.

Из-под твердынь Измаила,
Не знавший досель ретирад,
Понуро уходит последний
Суворовский мертвый солдат.

Гремят барабаны в Карпатах,
И трубы над Бугом поют,
Сибирские мертвые роты
У стен Перемышля встают.

И на истлевших постромках
Вспять через Неман и Прут
Артиллерийские кони
Разбитые пушки везут.

Ты слышишь, товарищ, ты слышишь,
Как мертвые следом идут,
Ты слышишь: не только потомки,
Нас предки за это клянут.

Клянемся ж с тобою, товарищ,
Что больше ни шагу назад!
Чтоб больше не шли вслед за нами
Безмолвные тени солдат.

Чтоб там, где мы стали сегодня,—
Пригорки да мелкий лесок,
Куриный ручей в пол-аршина,
Прибрежный отлогий песок,—

Чтоб этот досель неизвестный
Кусок нас родившей земли
Стал местом последним, докуда
Последние немцы дошли.

Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.

Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.