Маяковский: Скрипка и немножко нервно

Скрипка и немножко нервно - иллюстрация

«Скрипка и немножко нервно» относится к ранним стихам Маяковского, и было написано поэтом в 1914 году. История создания этого произведения довольно любопытна. Даже в самом начале своего творческого пути поэт прослыл бунтарем, ломающим привычные стандарты стихосложения, что часто вызывало непонимание окружающих. Однажды, находясь в одном из ресторанчиков, где Маяковский часто обедал и иногда читал стихи, он услышал музыку, в которой звуки скрипки были явно несозвучны с общим ладом оркестра. Это и стало поводом, который вдохновил поэта на создание его стиха «Скрипка и немножко нервно».

В начале творческого пути Маяковского основной темой его произведений выступало непонимание окружающих. Не был исключением и этот стих. «Скрипка и немножко нервно» раскрывает тему непонятости творческого человека, и его неприятия не только обществом, но и людей, находящихся рядом. С этого и начинается рассказ Маяковского о непонятой прочими музыкальными инструментами скрипке. Она издергалась, и вдруг разревелась упрашивая. И далее композиция стиха начинает свое последовательное развитие историей непонятой всеми скрипки. Ее плач диссонирует в общем хоре, все замолкают, и даже пытаются заставить ее замолчать. Лишь лирический герой увидел в скрипке похожие с ним черты, и бросился на ее деревянную шею. Он наконец нашел родственную душу и предлагает ей жить вместе.

Жанр «Скрипки» — лирическое стихотворение. Из средств выразительности Маяковский использует эпитеты (глупая тарелка) и метафоры (оркестр чужо смотрел). Помимо прочего, Маяковский использует прием одушевления неживых предметов, таких как скрипка и прочие музыкальные инструменты.

В материале представляем историю создания стиха, его краткий анализ, а также текст произведения Маяковского «Скрипка и немножко нервно».

Скрипка и немножко нервно

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.