Стихотворение «Первая любовь» было написано Агнией Барто в 1956 году. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Юность» того же года. Позже оно вошло в сборник стихов поэтессы «Пестрые страницы». Стихотворение посвящено подростковой влюбленности. Автор исследует это чувство на примере трех главных персонажей.
Композиционно стихотворение состоит одиннадцати строф неравной длины, и по своей смысловой составляющей делится на 4 части. Каждая из частей посвящена определенному персонажу с общим выводом в финале. В первой части стихотворения мы знакомимся с первой из героинь, Тоней, которая оказалась влюблена в неизвестного юношу. Девушка стала нежной, мечтательной, и постоянно ждет звонка от любимого. Вдохновленная примером старшей сестры, 13-летняя Наташа тоже решает влюбиться. На уроке она рассматривает мальчиков и выбирает симпатичного одноклассника Алешу. Но ее чувство не находит отклика. Алеша не понимает что именно хочет от него одноклассница.
По жанру это лирическое стихотворение с элементами повествования. Относится к детской поэзии. Из средств выразительности Агния Барто использует метафоры («ходит легкою походкой»), олицетворения («по утрам поет, как птица»), сравнения («боится как огня»), разговорную лексику. Это придает тексту живость и динамику.
Основная мысль произведения: чувство первой влюбленности охватывает молодых людей внезапно и стремительно, вызывая эмоции и сильные переживания, которые и показаны на примере трех героев «Первой любви». Стихотворение проникнуто юмором и светлой грустью.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Первая любовь
Каждый может догадаться —
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!
Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: — Это он!
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица…
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!
Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.
Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.