Из Пиндемонти — Пушкин

Из Пиндемонти - Пушкин, иллюстрация

Пушкинское «Из Пиндемонти» считается кульминацией творчества поэта, и это не случайно. Стих увидел свет незадолго до гибели поэта, и датируется 1836 годом. Разумеется за многие годы своего литературного труда, Пушкин уже имел огромный опыт в литературном творчестве, и сформированное мировоззрение.

Согласно истории создания стиха «Из Пиндемонти» известно, что первоначально заголовок этого произведения звучал, как «Из Альфред де Мюссе». Дело в том, что де Мюссе был известным философом и современником Пушкина, и Александр Сергеевич был впечатлен бурными событиями, которые переживала Франция в те интересные времена. Но упоминать французского философа в России было нельзя, поэтому название было изменено поэтом на «Из Пиндемонти». Произведение впервые опубликовали лишь спустя 19 лет после его появления из-под пера великого поэта.

По оценкам критиков и пушкинистов «Из Пиндемонти» совершенно с литературной точки зрения и общепринятых правил. Поэт прекрасно поработал с классическими средствами выразительности, метафорами и эпитетами. Стихотворение имеет сложную рифмовку, и в нем прослеживается уже не бунтарство молодого поэта, а философский взгляд на существующее положение дел Российской империи. Пушкин выступает в ипостаси созерцателя, и рассуждает о правах и свободах человека. В заключении мы видим авторскую позицию, где лирический герой в образе Пушкина повествует о том, что хочет жить никому не отдавая отчета, не желает гнуть «ни помыслов, ни шеи…», мечтает скитаться тут и там, и наслаждаться красотами божественной природы и искусств.

«Из Пиндемонти» — яркий образец гражданской лирики, а краткий анализ стиха и текст, читайте в нашем материале.

Из Пиндемонти

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…

Оставьте комментарий