Чудо на уроке — Агния Барто

Чудо на уроке - Агния Барто, иллюстрация

К сожалению, точных сведений об истории создания стихотворения Агнии Барто «Чудо на уроке» нет. Но, как известно, писательница очень любила детей и умела тонко подмечать их поведение и переживания. Многие произведения Барто были навеяны наблюдениями за собственными детьми и их друзьями, не является исключением и «Чудо на уроке».

Основная тема — школьная жизнь, уроки, и поведение детей на занятиях. Барто с юмором, но в то же время деликатно описывает ситуацию, которая хорошо знакома многим школьникам — задремать на уроке. Стихотворение посвящено детям школьного возраста, их внутреннему миру, фантазиям и переживаниям, и дает возможность взрослым взглянуть на школьные будни глазами ребенка.

Стих имеет четкую линейную композицию: экспозиция, завязка, кульминация и развязка. В этом коротком, но емком произведении Агния Барто мастерски передает яркую сценку из школьной жизни. Перед читателем разворачивается картина урока, на котором одна из учениц, Шура Волкова, задремала. Барто очень живописно описывает пограничное состояние между сном и реальностью, в котором оказалась девочка. Она плывет в лодке по воображаемой реке, рвет кувшинки и никак не может понять, что происходит на самом деле. В кульминационный момент, когда учительница вызывает Шуру к доске, происходит настоящее «чудо» — девочка продолжает видеть свой сон, но при этом отвечает на заданные учительницей вопросы.

По жанру «Чудо на уроке» относится к детской литературе. Ритм стиха плавный, размеренный. Используются разговорные интонации, характерные для детской речи. Из средств выразительности Агния Барто использует эпитеты (уютно, приятно), олицетворения («плывет на лодочке», «рвет кувшинки»), сравнение («как во сне»), риторический вопрос, разговорные выражения («вздремнула я со вкусом»).

Основная мысль стихотворения — школьная жизнь детей, их фантазии и мечты. Барто с пониманием и юмором относится к детской мечтательности, не осуждая это, а показывая, как гармонично сочетаются в их сознании грезы и реальность. В целом, произведение производит очень светлое, доброе впечатление. Оно дарит ностальгическое ощущение беззаботного детства, свободы фантазии и счастливого мира школьных будней в воспоминаниях многих взрослых читателей.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Чудо на уроке

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова, к доске!

И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.