Стихотворение «Мойдодыр» у Корнея Чуковского появилось в 1922 году. По словам автора, идея пришла к нему, когда он купал свою дочку Машу. Но, история написания стихотворения на этом не заканчивается. Помимо вышесказанного, к писателю обратилось руководство Главного Санитарного управления, с просьбой написать нечто такое, что могло бы привить советским детям вопросы личной гигиены. Однако после появления истории о мальчике-грязнуле, «Мойдодыр» подвергся критике. Некоторые представители общественности сочли произведение развивающим детские страхи и суеверие. Как бы то ни было, сказка очень понравилась маленьким читателям, и на ней выросло не одно поколение детей. Произведение было дважды экранизировано режиссером Иваном Ивановым-Вано, и вышло в прокат в виде рисованного мультфильма в 1939 и 1954 годах.

Основная тема стихотворения — важность соблюдения гигиены. Автор доступным для маленьких читателей языком объясняет, почему нужно мыться. Стихотворение посвящено детям, и призвано привить им любовь к чистоте и правильные гигиенические навыки.

Произведение написано в форме сказки, где описываются забавные приключения мальчика, отказывающегося мыться. Композиционно стихотворение состоит из нескольких частей. Завязка — мальчик отказывается мыться, из-за чего весь дом от него «убегает». Кульминация: появляется Мойдодыр, который угрожает наказать мальчика. Финал: мальчик все-таки моется и радуется чистоте. В целом, краткое содержание сюжета состоит из истории о мальчике-грязнуле. Он не любит умываться, и от него убегают все вещи. На помощь приходит волшебный Мойдодыр — Начальник Умывальников. Он приводит армию щеток, мыла и мочалок, которые отмывают мальчика. Ребенок сначала сопротивляется, но потом понимает, что чистота — это хорошо, и сам возвращается к Мойдодыру. После этого к нему возвращаются все вещи, а Мойдодыр хвалит его за чистоту.

По жанру это сказочное стихотворение, написанное с элементами фантастики. По направлению его можно отнести к детской литературе. Из средств выразительности в стихотворении используются: юмор, олицетворения (умывальник разговаривает как человек), метафоры. Это создает веселую атмосферу и делает произведение легким для восприятия детьми.

Вывод: в забавной и сказочной форме автор доносит до детей важную мысль — нужно следить за чистотой, мыться, чтобы быть здоровыми и опрятными. Эта идея воплощена с помощью юмора и ярких образов. Форма подачи — забавная сказочная история, понятная детям.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Мойдодыр

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Все вертится,
И кружится,
И несется кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо свое умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.

Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.