Стихотворение «Баллада» было написано Николаем Гумилевым в 1917 году, в период расцвета его творчества. Оно вошло в знаменитый сборник «Романтические цветы», который увидел свет в 1918 году и вобрал в себя лучшие произведения «серебряного века» русской поэзии. Время создания «Баллады» совпало с революционными событиями в России, отразившееся и в творчестве Гумилева. Его стихи этого периода полны драматизма, мистицизма, трагических раздумий.

Центральная тема стихотворения — трагическая судьба поэта, который обречен на вечные скитания и одиночество. Ему приходится расплачиваться личным счастьем за дар, которым его наделили высшие силы. Образно эта мысль воплощена через мотив договора лирического героя с Люцифером. «Баллада» не имеет конкретного посвящения, но несет в себе ярко выраженный автобиографизм. Гумилев как бы проецирует на лирического героя свои собственные переживания и размышления о природе творчества, роли и месте поэта и поэзии. Так он пытается переосмыслить цену своего поэтического призвания.

Композиция стиха состоит из сюжета, построенном на истории героя отдавшего душу искусству. Шесть строф произведения объединены фигурой Люцифера и образами 5 коней, символизирующих творческое вдохновение. Лирический герой получает в дар от Люцифера пять коней и кольцо с рубином. Эти дары должны помочь ему опускаться в подземные глубины и видеть «небес молодое лицо». Далее следует описание долгих скитаний героя, но в конце концов он направляет скакунов к «выси сознания», где и встречает деву с «печальным лицом». Ее странный облик, тихий голос очаровывают героя, и он отдает ей свое кольцо. Люцифер смеется над этим поступком, презирая слабость своего подопечного, и в наказание дарит ему шестого коня — Отчаяние. Так проявляется трагическая сущность дьявольского дара и обманчивость первоначальных видений рая и счастья.

По жанру это лирическая баллада, в которой ярко выражено увлечение Гумилева романтизмом, мистикой, трагическим пафосом судьбы поэта-изгоя. Ритм стиха динамичный, передает стремительный бег коней, символизируя внутреннюю напряженность героя и драматизм происходящего. Эмоциональность усиливается благодаря восклицательным интонациям и вопросительным конструкциям. Из средств выразительности Николай Гумилев использует эпитеты (широкое пространство, огненные дни), метафоры (дева луны), олицетворения (кони манят, фыркают), аллегории. Эти тропы помогают Гумилеву наиболее ярко и эмоционально отразить внутренние переживания героя-поэта.

В целом, это глубоко психологическое, исповедальное стихотворение, показывающее внутреннюю драму художника. Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Баллада (Пять коней подарил мне)

Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.

Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном,
И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом.

Много звездных ночей, много огненных дней
Я скитался, не зная скитанью конца,
Я смеялся порывам могучих коней
И игре моего золотого кольца.

Там, на высях сознанья — безумье и снег,
Но коней я ударил свистящим бичем,
Я на выси сознанья направил их бег
И увидел там деву с печальным лицом.

В тихом голосе слышались звоны струны,
В странном взоре сливался с ответом вопрос,
И я отдал кольцо этой деве луны
За неверный оттенок разбросанных кос.

И, смеясь надо мной, презирая меня,
Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
Люцифер подарил мне шестого коня —
И Отчаянье было названье ему.

Оставьте комментарий