Мандельштам: Дождик ласковый, мелкий и тонкий

Мандельштам - Дождик ласковый, мелкий и тонкий, иллюстрация

Стихотворение «Дождик ласковый, мелкий и тонкий» было написано Мандельштамом в 1911 году. Это время было очень насыщенным для Осипа Эмильевича — он не смог продолжить свое обучение в Сорбонне, и продолжил его в Петербургском университете. В это же время выходит первый сборник стихов Мандельштама. «Дождик ласковый, мелкий и тонкий» одно из ранних произведений поэта, относящееся к его периоду акмеизма.

Главная тема стиха — созерцание мелкого дождя и переживания лирического героя. В рядовом событии поэт находит повод для глубоких раздумий.

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов (четверостиший), каждый из которых связан единой темой раскрывающих ее с разных ракурсов. Центральный образ стихотворения — мелкий дождик. Он характеризуется целым рядом эпитетов: «ласковый», «мелкий», «тонкий», «осторожный», «колючий», «слепой». Эти эпитеты передают ощущение нежности, деликатности, почти неосязаемости дождя. Вторая строфа придает струям дождя человеческие черты — они то счастливы, то уносятся ввысь порывами ветра. Лирический герой слышит в шуме дождя таинственный язык, который стремится полюбить и понять. В финальной строфе автор вводит образ «царственной скуки», в чьих «цепких лапах» сжимается сердце лирического героя. Таким образом, в этом коротком стихотворении Мандельштам мастерски передает целую гамму чувств и переживаний, вызванных наблюдением за обычным природным явлением — мелким дождем.

По жанру это лирическое стихотворение (пейзажная лирика). В нем ярко проявляются черты акмеизма — поэтического направления начала 20 века, к которому и принадлежал Мандельштам. Интонационно здесь преобладают спокойные, повествовательные ноты с еле заметными восклицаниями, передающих эмоциональное состояние лирического героя. Из средств выразительности Мандельштам использует олицетворения («царственная скука»), метафоры («цепкие лапы скуки»), эпитеты («ласковый, мелкий, тонкий, колючий, слепой» и др.), инверсии, антитезы.

Основная мысль: истинная красота заключается в обыденных, и на первый взгляд незначительных явлениях природы. Дождь становится поводом для глубоких философских размышлений о счастье, страдании, музыке жизни. Мандельштам находит гармонию в противоположностях — жестокости и кротости, радости и скуке, соединяя их в единое ощущение бытия.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Дождик ласковый, мелкий и тонкий

Дождик ласковый, мелкий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки,
И отточен их звук тишиной.

То — так счастливы счастием скромным,
Что упасть на стекло удалось;
То, как будто подхвачены темным
Ветром, струи уносятся вкось.

Тайный ропот, мольба о прощеньи:
Я люблю непонятный язык!
И сольются в одном ощущеньи
Вся жестокость, вся кротость на миг.

В цепких лапах у царственной скуки
Сердце сжалось, как маленький мяч:
Полон музыки, Музы и муки
Жизни тающей сладостный плач!

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.