Стихотворение «Весна» было написано Маяковским в 1918 году. В этот период послереволюционных лет поэт активно работал, создавая произведения, проникнутые пафосом нового времени. Однако в «Весне» он обращается к теме природы, отражая свои личные переживания и настроения этой поры.

Тема стиха — приход весны, пробуждение природы. Но если в начале текста автор иронизирует над газетными штампами о «любовном весеннем пробуждении», то затем рассказывает о собственных тщетных попытках сочинить стихи среди дачной суеты. Тема весны переплетается с темой творчества.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части: вступление с ироничным описанием весенних газетных штампов; основная часть — рассказ от первого лица о безуспешных попытках написать стихи на даче; лирическое завершение (описание поющей на озере девушки). Таким образом, композиция строится на контрасте между возвышенной темой весеннего обновления и приземленным бытом. В целом это ироничное, сатирическое стихотворение, в котором автор описывает «радости» дачной жизни. В начале дается пародия на пафосные газетные статьи о начале весны — Маяковский описывает это как «горячку дачную». Далее следует описание безуспешных попыток лирического героя написать стихи: его постоянно кто-то отвлекает и мешает — то девицы заставляют идти за грибами, то на него наезжает велосипед, то приходится ловить комаров. Все эти сценки даны в юмористическом ключе. В конце стихотворения образ лирического героя сливается с образом Адама из рая — он вынужден в чем мать родила бежать от собак. Таким образом, с помощью иронии и гиперболизации Маяковский высмеивает миф о прелестях дачной жизни, показывая все ее неудобства и неприятности для человека, желающего работать и творить. Финальный образ «целуемой лодочниковой дочки» завершает эту сатирическую картину.

По жанру «Весна» лирическое стихотворение. Относится к футуризму, отражая его эстетику в свободной, динамичной форме. Для передачи разговорной речи и ироничного тона используется свободный нерифмованный стих, интонационные переносы. Также здесь прослеживается пульсирующий ритм с чередованием длинных и коротких строк. Из средств выразительности Маяковский использует метафоры («циркуляция соков»), олицетворения («постукивает дятел»), иронию. Контраст весеннего обновления природы и пошлой дачной суеты. Финальная лирическая нота. Основная мысль произведения заключается в том, что подлинное творческое вдохновение поэта несовместимо с мелочным бытом и суетой. Поэзия — это прорыв в возвышенный мир, который невозможен среди повседневности.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Весна

В газетах
пишут
какие-то дяди,
что начал
любовно
постукивать дятел.
Скоро
вид Москвы
скопируют с Ниццы,
цветы создадут
по весенним велениям.
Пишут,
что уже
синицы
оглядывают гнезда
с любовным вожделением.
Газеты пишут:
дни горячей,
налетели
отряды
передовых грачей.
И замечает
естествоиспытательское око,
что в березах
какая-то
циркуляция соков.
А по-моему —
дело мрачное:
начинается
горячка дачная.
Плюнь,
если рассказывает
какой-нибудь шут,
как дачные вечера
милы,
тихи́.
Опишу
хотя б,
как на даче
выделываю стихи.
Не растрачивая энергию
средь ерундовых трат,
решаю твердо
писать с утра.
Но две девицы,
и тощи
и рябы́,
заставили идти
искать грибы.
Хожу в лесу-с,
на каждой колючке
распинаюсь, как Иисус.
Устав до того,
что не ступишь на́ ноги,
принес сыроежку
и две поганки.
Принесши трофей,
еле отделываюсь
от упомянутых фей.
С бумажкой
лежу на траве я,
и строфы
спускаются,
рифмами вея.
Только
над рифмами стал сопеть,
и —
меня переезжает
кто-то
на велосипеде.
С балкона,
куда уселся, мыча,
сбежал
во внутрь
от футбольного мяча.
Полторы строки намарал —
и пошел
ловить комара.
Опрокинув чернильницу,
задув свечу,
подымаюсь,
прыгаю,
чуть не лечу.
Поймал,
и при свете
мерцающих планет
рассматриваю —
хвост малярийный
или нет?
Уселся,
но слово
замерло в горле.
На кухне крик:
— Самовар сперли! —
Адамом,
во всей первородной красе,
бегу
за жуликами
по василькам и росе.
Отступаю
от пары
бродячих дворняжек,
заинтересованных
видом
юных ляжек.
Сел
в меланхолии.
В голову
ни строчки
не лезет более.
Два.
Ложусь в идиллии.
К трем часам —
уснул едва,
а четверть четвертого
уже разбудили.
На луже,
зажатой
берегам в бока,
орет
целуемая
лодочникова дочка…
«Славное море —
священный Байкал,
Славный корабль —
омулевая бочка»

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.