Сакья-Муни — Мережковский

Сакья-Муни - Мережковский, иллюстрация

Стихотворение «Сакья-Муни» у Д.С. Мережковского появилось в 1885 году, и относится к раннему творчеству писателя. Несмотря на то, что это произведение было написано Дмитрием Сергеевичем в 20 лет, оно является одним из самых известных и популярных в наследии писателя. Довольно интересной является и судьба «Сакья-Муни» Дмитрия Мережковского. Из истории создания стиха известно, что его первая публикация в 1885 году была запрещена царской цензурой. Однако годом спустя произведение все же было опубликовано. Стихотворение не потеряло своей популярности и в советское время. Говорят, что «Сакья-Муни» знал наизусть Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

Основной темой стиха является критика буддийского божества. Лирический герой выражает негодование, и открыто противостоит божеству, которое, на его взгляд, проявляет несправедливость и жестокость.

Композиция стихотворения «Сакья-Муни» достаточно проста, и представляет собой рассказ о толпе бездомных, идущих через горы и ущелья к Гангу. По пути им повстречался храм, в котором стоит статуя Сакья-Муни, последнего земного Будды. Один из нищих предлагает своим спутникам украсть драгоценный алмаз, который находится в короне статуи, чтобы обеспечить себя одеждой и питанием. Однако, когда они пытаются дотянуться до алмаза, вихрь, огонь и гром, отбрасывает воров от святыни. Только один из нищих не испытывает страха и выходит вперед, чтобы обратиться к божеству. Он обвиняет его в несправедливости, указывая, что не пристало богам быть злыми и мстительными. И тут происходит чудо, Сакья-Муни склоняется перед этим смелым человеком и дает ему возможность взять алмаз. Этот эпизод подчеркивает идею того, что истинное божество должно быть милосердным и сострадательным, а не использовать свое могущество ради привилегий и кары.

Стихотворение можно отнести к жанру философской лирики. Из средств выразительности в нем можно отметить символы и метафоры. Сакья-Муни (Будда) символизирует высшую духовную силу, а алмаз представляет собой материальные блага. Эти символы используются для отражения идеи о конфликте между духовными и материальными ценностями. В стихотворении также используются эмфатические слова и образы, которые придают тексту эмоциональную насыщенность (например, «грянь в безумца огненной стрелою»). Помимо вышеперечисленного в нем присутствует аллитерация, которая придает тексту звучность и ритм.

В целом, стихотворение «Сакья-Муни» Мережковского обращается к вечной теме конфликта между духовными и материальными ценностями, а также к вопросам морали и социальной справедливости. Наш краткий анализ, историю создания и текст стиха, читайте в материале.

Сакья-Муни

По горам, среди ущелий темных,
Где ревел осенний ураган,
Шла в лесу толпа бродяг бездомных
К водам Ганга из далеких стран.
Под лохмотьями худое тело
От дождя и ветра посинело.
Уж они не видели два дня
Ни приютной кровли, ни огня.
Меж дерев во мраке непогоды
Что-то там мелькнуло на пути;
Это храм, — они вошли под своды,
Чтобы в нем убежище найти.
Перед ними на высоком троне —
Сакья-Муни, каменный гигант.
У него в порфировой короне —
Исполинский чудный бриллиант.
Говорит один из нищих: «Братья,
Ночь темна, никто не видит нас,
Много хлеба, серебра и платья
Нам дадут за дорогой алмаз.
Он не нужен Будде: светят краше
У него, царя небесных сил,
Груды бриллиантовых светил
В ясном небе, как в лазурной чаше…»
Подан знак, и вот уж по земле
Воры тихо крадутся во мгле.
Но когда дотронуться к святыне
Трепетной рукой они хотят —
Вихрь, огонь и громовой раскат,
Повторенный откликом в пустыне,
Далеко откинул их назад.
И от страха все окаменело,
Лишь один — спокойно-величав —
Из толпы вперед выходит смело,
Говорит он богу: «Ты неправ!
Или нам жрецы твои солгали,
Что ты кроток, милостив и благ,
Что ты любишь утолять печали
И, как солнце, побеждаешь мрак?
Нет, ты мстишь нам за ничтожный камень,
Нам, в пыли простертым пред тобой, —
Но, как ты, с бессмертною душой!
Что за подвиг сыпать гром и пламень
Над бессильной, жалкою толпой,
О, стыдись, стыдись, владыка неба,
Ты воспрянул — грозен и могуч, —
Чтоб отнять у нищих корку хлеба!
Царь царей, сверкай из темных туч,
Грянь в безумца огненной стрелою, —
Я стою как равный пред тобою
И, высоко голову подняв,
Говорю пред небом и землею:
«Самодержец мира, ты неправ!»
Он умолк, и чудо совершилось:
Чтобы снять алмаз они могли,
Изваянье Будды преклонилось
Головой венчанной до земли, —
На коленях, кроткий и смиренный,
Пред толпою нищих царь вселенной,
Бог, великий бог, — лежал в пыли!

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.