Стихотворение «Цветы» было написано Петром Вяземским в 1817 году, в эпоху расцвета русского романтизма. В этот период Вяземский находился на службе в Варшаве и активно вращался в литературных кругах, что несомненно повлияло на творчество его так называемого «Варшавского периода». Первая публикация произведения относится к 1823 году в издании «Полярная звезда».
Центральной темой стихотворения является олицетворение различных цветов как символов человеческих качеств — пороков и добродетелей. Автор использует цветы как метафору для описания разнообразных типажей людей и их характеров.
Композиционно произведение представляет собой последовательное описание различных цветов. Каждая строфа посвящена отдельному цветку и соответствующему ему типажу человека. Открывается стих призывом поэта к «поклонникам прелестной Флоры» поспешить в его чудесный сад. Весенняя природа олицетворяет пробуждение жизни, а сам сад становится метафорой мира, полного красоты и гармонии. Далее автор отождествляет цветы с определенными качествами, типажами и состояниями человека. Так, лилея становится символом невинности, мак — сонливости и вялости, ландыш — скромности, нарцисс — самовлюбленности. Затем упоминаются фиалка (олицетворение безвестного таланта), мирт (любовь), олицетворение спеси и тщеславия (барский князь), поэтическое бессилие (дурман), ханжество (божье дерево) и т.д. Автор с присущим ему остроумием и иронией высмеивает человеческие пороки, сопоставляя их с различными растениями: льстецов уподобляет подсолнечнику, временщиков — вчерашним пионам, сплетников — колокольчикам. Лишь в самом конце стихотворения поэт с нежностью упоминает розу без шипов, предназначенную для милой возлюбленной и символизирующую добродетель. Таким образом, Вяземский создает яркую аллегорическую картину, в которой мир флоры становится зеркалом, отражающим многообразие человеческой натуры — ее страстей, добродетелей, слабостей и пороков. Облекая свои размышления в живописные образы, поэт поучает ценить красоту и избегать морального безобразия.
По жанру «Цветы» представляют собой нравоучительную басню. Произведение относится к русскому романтизму с его характерным интересом к национальному колориту и символическому осмыслению окружающего мира. Интонация стиха варьируется от торжественной и поучительной в начале до иронично-саркастической в конце. Из средств выразительности главным художественным приемом здесь является олицетворение. Также стоит отметить присутствие метафор, эпитетов («прелестной Флоры», «блистающий наряд», «пустоцветов» и др.), аллегорий и иронии.
Основная мысль — человеческая природа столь же многогранна, как и мир цветов. Некоторые люди олицетворяют собой добродетели (невинность, скромность, талант), другие — пороки (пустота, ханжество, зависть). В целом стихотворение представляет собой глубокое философско-нравственное произведение, облеченное в яркие образы цветов.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Цветы
Спешите в мой прохладный сад,
Поклонники прелестной Флоры!
Здесь всюду манит ваши взоры
Ее блистающий наряд.
Спешите красною весной
Набрать цветов как можно боле:
Усей цветами жизни поле! —
Вот мудрости совет благой.
По вкусам, лицам и годам
Цветы в саду своем имею;
Невинности даю лилею,
Мак сонный — приторным мужьям,
Душистый ландыш полевой —
Друзьям смиренным Лизы бедной,
Нарцис несчастливый и бледный —
Красавцам, занятым собой.
В тени фиалка, притаясь,
Зовет к себе талант безвестный;
Любовник встретит мирт прелестный,
Спесь барскую надутый князь.
Дарю иную госпожу
Пучком увядших пустоцветов,
Дурманом многих из поэтов,
А божьим деревом ханжу.
К льстецам, прислужникам двора,
Несу подсолнечник с поклоном;
К временщику иду с пионом,
Который был в цвету вчера;
Злых вестовщиц и болтунов
Я колокольчиком встречаю;
В тени от взоров сокрываю
Для милой розу без шипов.