Высоцкий: Кони привередливые

Высоцкий - Кони привередливые, иллюстрация

«Кони привередливые» — одно из самых известных философских стихотворений В. Высоцкого о жизни и смерти. Произведение было написано на пике популярности великого артиста в 1972 г, и предназначено для киноленты «Земля Санникова». Из истории создания стихотворения известно, что оно входило в тройку стихов, которые должны были прозвучать в этом фильме. К слову, в «Земле Санникова» в роль Крестовского была предназначена Владимиру Высоцкому. Однако, ни песня, ни сам Владимир Семенович в фильм так и не попали, а заслуженную популярность «Кони привередливые» обрели лишь в авторском исполнении. Песня широко тиражировались среди поклонников творчества Высоцкого в любительской перезаписи на кассетах и бобинах, а первые пластинки-миньоны с ней вышли лишь в 1975 году. Впоследствии «Кони привередливые» вошли в репертуар таких популярных исполнителей, как Г. Сукачев, Г. Лепс, и др.

Основная тема — размышления лирического героя перед лицом неминуемой смерти о скоротечности жизни и бренности бытия. Стихотворение пронизано трагическими нотами и философскими обобщениями.

Композиция стиха четырехчастная, с рефренами усиливающими трагизм ситуации. Владимир Высоцкий рисует драматичную картину гибели лирического героя. Герой в экстазе от близости гибели, и как бы сливается со стихией — «ветер пью, туман глотаю». Внезапно он понимает, что эта безумная скачка закончится падением в пропасть, и просит коней замедлить бег, но те не слушают поводьев и плети. Герой понимает, что не успеет «дожить и допеть». В третьей строфе возникает новый лирический мотив — герой хочет успеть допеть свою песнь перед гибелью, а образ смерти преподносится через сравнение с «пушинкой», сметаемой ураганом. В финале лирический герой снова просит коней замедлить бег, чтобы успеть допеть свою песню перед последним, роковым скачком в бездну. Таким образом, Высоцкий создает яркий трагический образ героя-бунтаря, скачущего навстречу гибели, но до последнего пытающегося вырвать еще одно мгновение жизни ради творческого начала. Кони здесь олицетворяют роковую стихию, а скачка по обрыву — бунтарский порыв лирического героя.

Стихотворение можно вполне отнести к жанру баллады с элементами философской лирики. Динамичный ритм произведения, передающий стремительность скачки, сменяется более замедленным в рефренах. Это создает ощущение контраста, борьбы со временем. Интонации трагичны, полны драматизма и напряжения. Из средств выразительности здесь используются метафоры («пушинкой ураган сметет»), олицетворения («кони привередливые»), контрасты (стремительный бег и мольбы замедлиться), повторы, рефрены. Эти приемы усиливают драматизм, передают метания героя на грани жизни и смерти.

Основная мысль: человек бессилен перед лицом скоротечности бытия, но даже на грани гибели он цепляется за каждое мгновение, пытаясь хоть немного отсрочить неизбежный конец.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Кони привередливые

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье еще постою на краю…

Сгину я — меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром…
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье еще постою на краю…

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые…
Коль дожить не успел, так хотя бы — допеть!

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье еще постою на краю…

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.