Стихотворение «Ханжа» было написано Владимиром Маяковским в 1928 году. В это время Владимир Владимирович работал над обличением пороков нового общества в постреволюционной России.

Тема стихотворения — лицемерие и ханжество главного героя, который под маской набожности и благочестия скрывает свою алчность, жестокость и бессердечие.

Композиция стихотворения строится как описание поведения и поступков ханжи Петра Ивановича Васюткина. Этот человек постоянно упоминает Бога, крестится, но при этом обманывает, ворует и избивает свою семью. Маяковский показывает, что Васюткин лишь прикрывается именем Бога, на самом деле являясь беспринципным негодяем. Автор высмеивает таких людей, которые под маской набожности совершают дурные поступки. В конце стихотворения Маяковский подводит читателя к выводу, что таких ханжей достаточно много в современном обществе. Вот краткое содержание этого сатирического произведения Маяковского, направленного против лицемерия и неискренней набожности.

По жанру это сатирическое стихотворение. Относится к направлению советской поэзии 1920-х годов. Ритм стиха четкий, ровный, заданный метрическим строем. Интонация ироничная, обличительная. В произведении использованы такие средства выразительности, как эпитеты («пунцоворожий поп»), метафоры («лапа в сале»), гиперболы, аллитерация («бубнит елейно»), антитеза (противопоставление внешней набожности и внутренней фальши героя). Основная мысль — разоблачение лицемерия и показного благочестия как социального порока. Маяковский высмеивает тех, кто прикрывается именем бога, чтобы оправдать свои грехи и преступления.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Ханжа

Петр Иванович Васюткин
бога
беспокоит много —
тыщу раз,
должно быть,
в сутки
упомянет
имя бога.
У святоши —
хитрый нрав, —
черт
в делах
сломает ногу.
Пару
коробов
наврав,
перекрестится:
«Ей-богу».
Цапнет
взятку —
лапа в сале.
Вас считая за осла,
на вопрос:
«Откуда взяли?»
отвечает:
«Бог послал».
Он
заткнул
от нищих уши, —
сколько ни проси, горласт,
как от мухи
отмахнувшись,
важно скажет:
«Бог подаст».
Вам
всуча
дрянцо с пыльцой,
обворовывая трест,
крестит
пузо
и лицо,
чист, как голубь:
«Вот те крест».
Грабят,
режут —
очень мило!
Имя
божеское
помнящ,
он
пройдет,
сказав громилам:
«Мир вам, братья,
бог на помощь!»
Вор
крадет
с ворами вкупе.
Поглядев
и скрывшись вбок,
прошептал,
глаза потупив:
«Я не вижу…
Видит бог».
Обворовывая
массу,
разжиревши понемногу,
подытожил
сладким басом:
«День прожил —
и слава богу».
Возвратясь
домой
с питей —
пил
с попом пунцоворожим, —
он
сечет
своих детей,
чтоб держать их
в страхе божьем.
Жене
измочалит
волосья и тело
и, женин
гнев
остудя,
бубнит елейно:
«Семейное дело.
Бог
нам
судья».
На душе
и мир
и ясь.
Помянувши
бога
на ночь,
скромно
ляжет,
помолясь,
христианин
Петр Иваныч.
Ублажаясь
куличом да пасхой,
божьим словом
нагоняя жир,
все еще
живут,
как у Христа за пазухой,
всероссийские
ханжи.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.