Крылов: Петух и жемчужное зерно

Крылов - Петух и жемчужное зерно, иллюстрация

Басня «Петух и жемчужное зерно» была написана известным баснописцем И.А. Крыловым между концом 1808 и первой половиной 1809 годов. Произведение является вольным пересказом сюжета одной из басен Эзопа, и относится к первым опытам работы Ивана Андреевича в этом направлении. Впервые «Петух и жемчужное зерно» было опубликовано в одном из поэтических сборников 1809 года.

Тема басни — невежество. Проблематика — невежественные люди пренебрегают истинной ценностью вещей, ориентируясь на собственные узкие познания.

Композиция басни: завязка — находка петухом жемчужины, развитие — размышления петуха о ее бесполезности, финал — мораль о глупости суждений невежд. Обратившись к краткому содержанию сюжета, мы видим, что петух роясь в навозной куче, находит драгоценную жемчужину. Однако он не понимает ценности этой находки и говорит, что жемчуг — вещь совершенно бесполезная. Петух удивляется, почему его так высоко ценят, ведь он даже несъедобен, и считает, что для него куда полезнее было бы найти простое ячменное зерно, которым можно насытиться. Этой басней Крылов иллюстрирует ограниченность невежд, которые не могут оценить подлинное назначение вещей. Они судят по их пользе для себя, не вникая в истинную значимость. Так и петух в басне — он не в состоянии понять красоту и редкость жемчуга, для него важно лишь съедобное зерно. Это притча о том, что глупцы и невежды пренебрегают высокими материями, не постигая их смысла.

Произведение написано в жанре басни, направление — классицизм. Из средств выразительности в нем можно отметить такие приемы, как антитезу (противопоставление жемчужины и ячменного зерна), и аллегорию (образ петуха олицетворяет невежественного человека). Таким образом, басня высмеивает невежд, которые пренебрегают вещами, не понимая их сути.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст басни «Петух и жемчужное зерно», читайте в материале.

Петух и жемчужное зерно (Басня)

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.