Имя Ивана Андреевича Крылова знакомо каждому русскому человеку с детства. Мы ещё не научились читать, а стихотворные рассказы о животных уже полюбили, а многие из них выучили наизусть. Герои стихов и басен Крылова известны даже далёким от литературы людям. Так в чём же секрет популярности таких незатейливых повествований?
Судьба не баловала будущего баснописца с детства. Уже в 11 лет, после смерти отца, Иван Крылов вынужден был пойти на службу в канцелярию, где трудился наравне со взрослыми чиновниками. Он был старшим братом и в этом возрасте взял на себя ответственность за маму и младшего брата Лёвушку. В его обязанности входило переписывание бумаг. Для грамотного мальчика работа несложная, но он на себе прочувствовал унизительное и бесправное положение мелких чиновников и возненавидел это.
С детства Иван Крылов любил книги. Он читал всё, что удавалось достать, и начинал пробовать писать сам. Ему очень хотелось доступным для простого читателя языком рассказать о тяжёлой жизни простых людей, о нелёгком труде крестьян. Первыми литературными опытами были пьесы. Молодой автор считал, что, посмотрев представление на сцене, простые люди увидят наглядно окружающую их несправедливость. Он считал, что, показав пороки общества, сможет призвать россиян к желанию избавиться от них. Но пьесы не принесли известности Ивану Крылову. Басни стали той жанровой находкой, которая помогла ему добиться цели.
К басням Крылов пришёл уже будучи взрослым человеком. У него было своё издательство, но он искал ту простую форму, чтобы не могла придраться цензура, а смысл был бы понятен всем. Тогда он и начал писать незатейливые рассказы в стихотворной форме, где героями являются не только люди, но и животные, растения, предметы. В них сам читатель понимает скрытый смысл, смеётся над недостатками, пороками общества, а где-то и над своими.
Некоторые из первых стихотворений можно включить в список 5 басен Крылова, которые известны всем. «Стрекоза и муравей» — противопоставление лени и безделья. «Кукушка и Петух» — необоснованное восхваление бездарностей. Кстати, именно на примере этой басни можно увидеть, как тщательно трудился автор: найдено около двухсот черновиков этого стиха, а в нём всего двадцать одна строка. «Волк и ягнёнок» — осуждение бесправия простого человека. «Осёл и соловей», «Демьянова уха» — всё эти небольшие рассказы можно считать мировыми шедеврами.
Самая ценная и неотъемлемая часть басен Крылова – мораль. Именно в двух-трёх строчках и заключено то нравоучение, ради которого создавалось всё произведение.
