Маяковский: Письмо товарищу Кострову

Татьяна Яковлева - фото

«Письмо товарищу Кострову из Парижа…» появилось у Маяковского в 1928 году, когда писатель находился в творческой поездке в Париже. Оно имеет форму письма к Тарасу Кострову, редактору издания «Комсомольская правда». В истории создания этого стихотворения имеется известный факт, что Маяковский, отправляясь в одну из своих заграничных поездок, пообещал редактору сообщать об обстановке в этой недружественной стране. Однако, первое письмо поэт написал лишь спустя два месяца, и оно приняло форму «Письма товарищу Кострову…», где Маяковский вместо политической ситуации описывал «сущность любви». Таким образом, ведя задушевную беседу с товарищем Костровым, Маяковский размышляет о собственных чувствах, вызванных страстью поэта к эмигрантке Татьяне Алексеевне Яковлевой, с которой он познакомился находясь в Париже.

Основная тема стихотворения — тема любви, ее понимания и проявления. Маяковский рассуждает о природе любви, раскрывает свое видение любви как явления, возвышающего человека.

Композиционно стихотворение состоит из нескольких частей — обращения к адресату, описания встречи с красавицей, собственных рассуждений о сути любви, заключительного восклицания. Произведение представляет собой письмо лирического героя (самого Маяковского) его товарищу Кострову. Он извиняется, что часть стихов, предназначенных для описания Парижа, он тратит на лирику, а именно — на размышления о любви. Далее следует иносказательный разговор лирического героя с красивой незнакомкой, которую он повстречал. Маяковский говорит, что он знаменитый поэт, видевший многих красивых женщин, но любовь для него — это нечто большее, чем вспыхнувшая страсть. Любовь для него — это когда «встает за горами грудей над волосами-джунглями», когда хочется рубить дрова до ночи и ревновать любимую. Далее лирический герой продолжает рассуждать об истинной сущности любви, уподобляя ее зажженному мотору. В финале лирический герой прислушивается к любви, которая «подступает в ропоте», и сравнивает ее со стихией, способной смести все на своем пути. И задает риторический вопрос ы финале.

По жанру это лирическое стихотворение (любовная лирика) с элементами исповедальности. Интонация стиха неровная, часто восклицательная, в полной мере передает взволнованность, экспрессию чувств лирического героя. Из средств выразительности стихотворение наполнено яркими метафорами, иносказаниями и философскими размышлениями поэта. Также в нем присутствуют олицетворения, гиперболы, антитезы, вопросы и восклицания, персонификация, игра слов, повторы. Все это усиливает эмоциональную составляющую этого необычного стихотворного послания товарищу Кострову. Основная мысль: настоящая любовь — это мощная, возвышающая человека сила, способная преобразить душу и мир.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
— правильно сказал
или неправильно?-
Я, товарищ,-
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы —
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила —
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,-
тридцать…
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить —
это с простынь,
бессонницей
рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Вы
к Москве
порвали нить.
Годы —
расстояние.
Как бы
вам бы
объяснить
это состояние?
На земле
огней — до неба…
В синем небе
звезд —
до черта.
Если бы я
поэтом не был,
я б
стал бы
звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек —
в экстазе.
Сонм видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
хвост
небесам на треть,
блестит
и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
на звезды смотреть
из ихней
беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
головы
спиливать с плеч
хвостатой
сияющей саблей.
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданье,
простаивая.
прислушиваюсь:
любовь загудит —
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.