Пушкин: Погасло дневное светило

Пушкин - Погасло дневное светило, иллюстрация

Стихотворение «Погасло дневное светило» у А.С. Пушкина появилось в конце августа 1820 года, во время морской поездки из Феодосии в Гурзуф. Впервые опубликовано в 1820 году в журнале «Сын Отечества» без авторской подписи. В истории создания стиха известен любопытный факт, что Пушкин ошибочно указал датой создания этого произведения сентябрь, а не август 1820 года, что отразилось в авторской пометке на рукописном листе. Также при подготовке его к публикации был задуман эпиграф в виде строки «Good night my native land. Byron».

Тема стихотворения — разочарование лирического героя в любви, дружбе, юношеских грезах. Он бежит от воспоминаний, ищет забвения в путешествиях.

Композиция стиха двухчастная. Первая часть — состояние души лирического героя в настоящее время. Вторая — воспоминания о прошлом, разочарования в друзьях, любви. В стихотворении Пушкин изображает одинокого морского странника, который предается воспоминаниям о прошлом. Первые строки задают настроение. Этот пейзаж отражает меланхолическое состояние лирического героя. Далее в его воображении возникает «волшебный« берег, к которому Пушкин стремится с тоской и волнением, и следует перечисление того, о чем вспоминает герой. Здесь и «безумная любовь», и обманутые надежды, и его страдания. Повтор «Шуми послушное ветрило…» как бы возвращает одинокого путешественника к реальности. В конце стихотворения мы видим призыв нести его в дальние страны, но не туда, где остались болезненные воспоминания. Таким образом, в стихотворении выражены грусть воспоминаний о безвозвратно ушедших годах, разочарование в любви и дружбе, чувство одиночества. Но вместе с тем здесь прослеживается и стремление лирического героя к новым, неизведанным местам.

Жанр стихотворения — элегия. Относится к направлению романтизма. Ритм стиха передает взволнованность чувств, душевные порывы героя. Финальное двустишие — эмоциональная кульминация. Из средств выразительности здесь стоит отметить эпитеты («синее море», «угрюмый океан»), метафоры (ветрило — «послушное»), риторические фигуры речи (обращения к ветру, волнам, кораблю), антитезу (прошлое — настоящее), повторы. Таким образом, в стихотворении звучит тема одиночества, отрицания возможности любви и счастья после юношеских разочарований. Финал открытый, герой продолжает свое скитание по морям.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Погасло дневное светило

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Оставьте комментарий