Шарль Бодлер: Голос

Шарль Бодлер - Голос, иллюстрация

Стихотворение «Голос» было написано Шарлем Бодлером, и вошло в его знаменитый сборник «Цветы зла». Это одно из наиболее известных стихотворений поэта, в котором он выразил свое мироощущение и отношение к поэзии. К наиболее популярным переводам стиха относятся работы П. Якубовича, В. Левика, Эллиса, А. Ламбле, В. Шершеневича, и др.

Основная тема стихотворения — противоречивая сущность поэтического дара, который приносит страдания и экстаз одновременно. Поэт слышит два голоса — голос соблазна мирских утех и голос поэзии, зовущий в высшие сферы. Он избирает второй путь, обрекая себя на вечные скитания и одиночество. В широком смысле произведение посвящено теме предназначения поэта, его выбору.

Композиция стиха состоит из 28 строк. Первая часть — два голоса, звучащие лирическому герою. Центральная часть композиции посвящена последствиям его выбора. Финальная часть стихотворения — своего рода мораль. Сюжет построен на диалоге лирического героя с двумя голосами в его сознании, которые дают ему противоположные жизненные установки. Один голос призывает наслаждаться мирскими радостями, другой — уйти в мир грез. Герой избирает второй путь, что приводит его к одиночеству и страданиям, но в то же время открывает мир поэзии и вдохновения. В стихотворении присутствуют мотивы одиночества, страданий, формируя образ поэта-пророка, идущего своим особым путем.

По жанру это лирическое стихотворение с элементами исповедальности, свойственное романтизму. По настроению близко к символизму с его культом поэтического дара и мотивами одиночества художника. Ритм стихотворения передает внутреннее напряжение лирического героя. Интонация сосредоточенная, приподнятая, что подчеркивает значимость переживаний. Из средств выразительности в стихотворении активно используются следующие тропы: эпитеты («бездонных сказках», «странных ласках»), метафоры (поэтический дар уподоблен «фантому»). Также присутствуют элементы аллитерации, ассонансы. Это усиливает музыкальность стиха. Таким образом, в стихотворении «Голос» Бодлер в поэтической форме передал драму человека, избравшего путь служения высокому искусству.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Голос

Да, колыбель моя была в библиотеке;
Пыль, Вавилон томов, пергамент, тишина,
Романы, словари, латыняне и греки…
Я, как in folio, возвышен был тогда.
Два голоса со мной о жизни говорили.
Один, коварен, тверд, сказал мне: «Мир — пирог.
Развей свой аппетит. Ценой своих усилий
Познаешь сладость ты всего, что создал Бог».
Другой же закричал: «Плыви в бездонных сказках
Над тем, что мыслимо, над тем, что мерит метр».
Ах, этот голос пел, баюкал в странных ласках,
Пугал и волновал, как с набережной ветр,
Как кличущий фантом, пришедший ниоткуда.
Я отвечал: «Иду!» И это я тогда
Вдруг ощутил ту боль и ту судьбу, что всюду
Ношу теперь с собой, ношу всегда, всегда…
Я вижу новые созвездья из алмазов
В чернейшей бездне снов, за внешностью вещей;
Раб ясновиденья и мученик экстазов,
Я волоку с собой неистребимых змей.
И это с той поры я, как пророк, блуждаю;
В пустынях и морях я, как пророк, один.
Я в трауре смеюсь, я в праздники рыдаю
И прелесть нахожу во вкусе горьких вин.
Мне факты кажутся какой-то ложью шумной,
Считая звезды в тьме, я попадаю в ров…
Но Голос шепчет мне: «Храни мечты, безумный!
Не знают умники таких прекрасных снов…»

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.