Шарль Бодлер: Исповедь

Шарль Бодлер - Исповедь, иллюстрация

Стихотворение «Исповедь» было создано в период творческого расцвета Шарля Бодлера в середине XIX века. Произведение входит в его скандальный сборник «Цветы зла» (1857 г.) под названием «Confession». К наиболее популярным переводам стиха относятся работы В. Левика, М. Аксенова, А. Владимирова, Эллиса, А. Ламбле и В. Шершеневича. Бодлер исследует двойственную природу красоты, сочетающую в себе низменное и возвышенное, что и является главной темой этого замечательного произведения.

Стихотворение представляет собой своеобразную исповедь женщины, образ которой символизирует собой Красоту. Композиционно стихотворение делится на две части: первая — описание романтической ночной встречи лирического героя с красавицей, вторая — ее «исповедь».

Жанр стихотворения — элегия, философская лирика. Относится к французскому символизму с его культом двойственности и мистицизма. Плавный, размеренный ритм первых строф сменяется более напряженной, драматической интонацией в исповеди красавицы. Из средств выразительности Бодлер использует метафоры («мраморной рукою»), олицетворения («всюду эгоизм… изменяет грим», «ночная исповедь души»), антитезу (красота — уродство), символику.

Основная мысль стиха заключается в осознании трагического разлада между идеалом красоты и жестокой реальностью бытия. Красота обречена, она лишь «временный оплот» перед лицом смерти и забвения. Мир эгоистичен и бездушен к прекрасному.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Исповедь

Один лишь только раз вы мраморной рукою
О руку оперлись мою.
Я в недрах памяти, мой добрый друг, с тоскою
Миг этой близости таю.

Все спало. Как медаль, на куполе высоком
Блестела серебром луна.
На смолкнувший Париж торжественным потоком
Лилась ночная тишина.

Лишь робко крадучись иль прячась под ворота,
Не спали кошки в этот час,
Или доверчиво, как тень, как близкий кто-то,
Иная провожала нас.

И дружба расцвела меж нами в свете лунном, —
Но вдруг, в сияющей ночи,
У вас, красавица, у лиры той, чьим струнам
Сродни лишь яркие лучи,

У светлой, радостной, как праздничные трубы,
Все веселящие вокруг,
Улыбкой жалобной скривились, дрогнув, губы,
И тихий стон, слетевший вдруг,

Был как запуганный, заброшенный, забытый
Ребенок хилый и больной,
От глаз насмешливых в сыром подвале скрытый
Отцом и матерью родной.

И, словно пленный дух, та злая нота пела,
Что этот мир неисправим,
Что всюду эгоизм и нет ему предела,
Он только изменяет грим.

Что быть красавицей — нелегкая задача,
Привычка, пошлая, как труд
Танцорок в кабаре, где, злость и скуку пряча,
Они гостям улыбку шлют,

Что красоту, любовь — все в мире смерть уносит,
Что сердце — временный оплот.
Все чувства, все мечты Забвенье в сумку бросит
И жадной Вечности вернет.

Как ясно помню я и той луны сиянье,
И город в призрачной тиши,
И то чуть слышное, но страшное признанье,
Ночную исповедь души.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.