Начало 20 века в искусстве принято называть «Серебряным веком». Наиболее распространённая теория появления этого термина: строка из стихотворения А. Ахматовой: «И серебряный месяц тихо над серебряным веком плыл». В литературе ярко представлен серебряный век стихами Брюсова. Особенность этого периода в литературе, в первую очередь, в том, что ещё сильны традиции поэтов «золотого» века: Пушкина, Лермонтова, но исторические перемены уже привнесли изменения в искусство. И больше всего в литературу.
Стихи Валерия Брюсова являются примером творчества старших символистов. Писатели именно этого литературного направления открыли в искусстве эпоху модернизма. В стихах Брюсова, как и у сторонников этого движения, главным был символ, а не содержание. На второй план ушли переживания лирических героев, красота русской природы, национальные фольклорные мотивы, которые являлись отличительным знаком русской поэзии. Теперь читатель сам в символистских стихах Брюсова должен был найти смысл. Чем мудрёнее и непонятнее было стихотворение, тем более популярным оно становилось. Вот такой парадокс.
Но были и «загадки», лежащие на поверхности. Например, одно из первых стихов Брюсова «Творчество» переполнено странными символами: «эмалевая стена», «фиолетовые руки», «тень латаний». Критики даже называли его «символистским бредом», но, как оказалось позже, так поэт описывал свою квартиру.
Представители ни одного из литературных течений не могли обойти вечную тему: любовь. Немало и у Брюсова стихов о любви. Но и об этом чувстве поэт писал с присущей символистам загадочностью: Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман…
Так описываются переживания лирического героя. Но для настоящего талантливого поэта, каким является В.Я. Брюсов, сложно наполнять произведения одними лишь символами. Немало у Брюсова и «легких» стихов, то есть таких, которые понятны с первых строк. Примером такого произведения можно считать посвящение «Женщине», где автор выражает своё восхищение с помощью простых и, в то же время, необычных сравнений: «книга между книг», «запечатлённый свиток», «ведьмовый напиток». Именно такие метафоры и делают стихи Валерия Брюсова лучшими среди наследия старших символистов Серебряного века.