Вяземский: Хлестаков

Вяземский - Хлестаков, иллюстрация

Стихотворение «Хлестаков» было написано в 1866 году и посвящено одному из реакционных журналистов, М.Н. Каткову, известному своими призывами усилить репрессии по отношению к инакомыслию в России.

Тема стихотворения — обличение лицемерия и самонадеянности власть имущих, которые прикрываются патриотическими лозунгами. Главный герой, Хлестаков, олицетворяет эти пороки, и аллегорически воплощает их в своем образе.

Композиционно стихотворение состоит из 14 строф и 3 смысловых частей: вступления, основной части и заключения. Во вступлении говорится об «умершем» Хлестакове, в основной части перечислены его «заслуги», а в заключении звучит обращение к Гоголю, с призывом «обновить» этот образ. Вяземский представляет Хлестакова хвастуном и самозванцем, который всюду сует свой нос, выдавая себя за важную персону и влиятельное лицо. Он «запанибрата с начальством», к нему обращаются с просьбами министерства, ему подносят адреса. Хлестаков приписывает себе заслуги во всех областях: литературе, военных победах, политике. Он якобы «первый изобрел патриотизм», научил Петра побеждать шведов, отразил нашествие Наполеона. Однако на самом деле все эти заслуги — пустой вымысел и бахвальство. К несчастью, находятся люди вроде Бобчинских и Добчинских, которые верят каждому его слову и восхищаются Хлестаковым как «спасителем России». Вяземский восклицает – где же ты, Гоголь? Верни Хлестакова в новом обличье! Ведь теперь он морочит уже не уездный городишко, а всю Россию, выдавая себя за «всероссийского ревизора».

По жанру это сатирическое стихотворение, направленное против реакционной политики властей. Из средств выразительности используются ирония, гипербола (преувеличения «заслуг» Хлестакова), риторические вопросы и обращения. Основная мысль: «Хлестаковы» не исчезли, а продолжают править балом в виде таких деятелей как Катков, и необходимо разоблачать их лицемерие с помощью сатиры, как это делал Гоголь.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Хлестаков

Нет, Хлестаков еще не умер:
Вам стоит заглянуть в любой
«Московских ведомостей» нумер,
И он очутится живой.

Все тем же хлещет самохвальством,
Пьянея сам от самохвальств;
Запанибрата он с начальством,
И сам начальство всех начальств.

Его и министерства просят,
Чтоб он вступился в их дела.
Ему и адресы подносят,
И нет тем адресам числа.

Патриотизма мы не знали,
Его он первый изобрел.
Все крепким сном в России спали,
Но разбудить он нас умел.

Им писан «Юрий Милославский»,
Он «Россиаду» сочинил;
Наитьем тайным в день Полтавский
Бить шведов он Петра учил.

В двенадцатом году французов
Кто отщелкал без дальних слов?
Пожалуй, скажете, Кутузов?
Ан нет, все тот же Хлестаков.

Кто, в данный час, депешей меткой,
Не в бровь, а в глаз колол врагов?
Что за вопрос? Своею меткой
Их обозначил Хлестаков.

До наших дней, начать с Батыя,
От вражьих сил он нас спасал:
А потому и есть Россия,
Что он ее застраховал.

Лишь погрозится он мизинцем:
Шедоферотти и Мазад,
Поляк с ост-зейцем и грузинцем
Пред ним с стыдом бегут назад.

Все знает, всех всему он учит.
Кого не взлюбит – страшен он;
Когда листок его получит,
Бледнеет сам Наполеон.

Все это вздор, но вот что горе:
Бобчинских и Добчинских род,
С тупою верою во взоре,
Стоят пред ним, разинув рот,

Развеся уши, и внимают
Его хвастливой болтовне,
И в нем России величают
Спасителя внутри и вне.

О Гоголь, Гоголь, где ты? Снова
Примись за мастерскую кисть
И, обновляя Хлестакова,
Скажи да будет смех, и бысть!

Смотри, что за балясы точит,
Как разыгрался в нем задор:
Теперь он не уезд морочит,
А Всероссийский ревизор.

Оставьте комментарий