Стихотворение «Болезнь» было написано Беллой Ахмадулиной во второй половине 20-го века, в 1961 году. Ахмадулина была известной российской поэтессой, прозаиком и переводчиком, активно участвовавшей в литературной жизни своей эпохи. Она была известна своей уникальной поэтической манерой и глубокими философскими размышлениями в своих произведениях. Стихотворение вошло в поэтический сборник «Уроки музыки» в 1969 году.
Главная тема произведения — философские размышления о природе боли и страданий. Помимо этого боль рассматривается, как олицетворение внутренних и внешних битв человека раскрывая идею, что она может стать источником мудрости и всепрощения.
Композиция стиха состоит 10 четверостиший, представляющих собой внутренний монолог поэтессы, размышляющей о смысле боли и страданий, о своих отношениях с окружающим миром и о необходимости прощения. Стихотворение начинается с утверждения, что несмотря на мучения, боль является источником мудрости. Она раскрывает суть принимаемых решений, заставляет человека видеть мелкие детали, и переводит внимание на внутренний мир больного. Заканчивается же стихотворение актом своеобразного духовного очищения. Простив окружающих, лирическая героиня изъявляет желание оказаться в числе прощенных.
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Нашу краткую рецензию, историю создания и текст стиха, читайте в материале.
Болезнь
О боль, ты — мудрость. Суть решений
перед тобою так мелка,
и осеняет темный гений
глаз захворавшего зверька.
В твоих губительных пределах
был разум мой высок и скуп,
но трав целебных поределых
вкус мятный уж не сходит с губ.
Чтоб облегчить последний выдох,
я, с точностью того зверька,
принюхавшись, нашла свой выход
в печальном стебельке цветка.
О, всех простить — вот облегченье!
О, всех простить, всем передать
и нежную, как облученье,
вкусить всем телом благодать.
Прощаю вас, пустые скверы!
При вас лишь, в бедности моей,
я плакала от смутной веры
над капюшонами детей.
Прощаю вас, чужие руки!
Пусть вы протянуты к тому,
что лишь моей любви и муки
предмет, не нужный никому.
Прощаю вас, глаза собачьи!
Вы были мне укор и суд.
Все мои горестные плачи
досель эти глаза несут.
Прощаю недруга и друга!
Целую наспех все уста!
Во мне, как в мертвом теле круга,
законченность и пустота.
И взрывы щедрые, и легкость,
как в белых дребезгах перин,
и уж не тягостен мой локоть
чувствительной черте перил.
Лишь воздух под моею кожей.
Жду одного: на склоне дня,
охваченный болезнью схожей,
пусть кто-нибудь простит меня.