Омар Хайям — великий персидский поэт и ученый XI века. Его поэзия философского характера затрагивает вопросы жизни, смерти и смысла бытия. Стихотворение «Что есть счастье» входит в цикл его известных четверостиший — рубаи, которые составлялись им на протяжении всей жизни. Время и обстоятельства создания именно этой поэтической миниатюры неизвестны.
Тема стихотворения — осмысление природы счастья. Поэт приходит к выводу, что все земное счастье иллюзорно и бренно.
Композиция стиха проста и лаконична, состоит из 4 строк — по сути 4 ступени осознания природы счастья и всей мимолетности земного бытия. В стихотворении выражается разочарование поэта в земных радостях и удовольствиях. Поэт сравнивает себя с «пылавшей свечой наслажденья», которому казалось, что все принадлежит только ему. Но в конечном счете все оказалось тщетным и бессмысленным («ничто»). Так в нескольких строках передается разочарование в земном существовании, его скоротечности и непостоянстве. Философские мотивы у Омара Хайяма сочетаются с лиризмом и печалью.
По жанру стихотворение относится к философской лирике восточного средневековья. Интонация стиха спокойная, мудрая, отстраненная. Из средств выразительности стоит отметить повторы («ничто»), противопоставления, риторические вопросы, метафора эфемерности бытия («пылавшей свечой наслажденья»). В целом произведение констатирует мимолетность земного счастья и бесследность индивидуального бытия. Трактуя счастье как «ничто», автор призывает более философски и мудро подходить к оценке земного существования.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Что есть счастье
Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, — мое. Оказалось — ничто.