Возросшая в последнее время популярность стихов Владимира Набокова связана с тем, что его произведения современные исполнители положили на музыку. Например, песня Монеточки на стихи Набокова «Расстрел» входит в топ-лист многих музыкальных чартов.
Судьба писателя схожа с судьбами многих русских интеллигентов, чья жизнь была разделена революцией на «до» и «после». Первые стихи Набокова были изданы в 1916 году в сборнике, который так и назывался «Стихи». Сам автор и его родители были в восторге. Но для широкой публики сборник прошёл незаметно. Критика отозвалась несколькими скупыми замечаниями. Сам Набоков о стихах этого сборника впоследствии сам отзывался критично.
Своим учителем поэт всегда считал А. Пушкина. Именно поэтому Набоков писал стихи, опираясь на традиции поэзии «золотого» века, хотя был подвержен влиянию символистов. Но стихи Набокова о любви – это дань традициям. Вслед за своим кумиром об этом чувстве он говорит простым, понятным всем языком.
Не приняв режим новой власти, поэт решает уехать в эмиграцию. Там тоска по родине выплёскивается у Набокова в стихи о России. Все произведения этой тематики пронизаны метаниями между желанием вернуться и страхом перед новой властью. Продолжая традиции русской литературы, пишет Набоков стихи о природе. В них можно найти описание всех времён года, суровые северные пейзажи и яркие краски Крыма.
В среде эмигрантов писателя приняли хорошо. Стихи Набокова о родине отражают настроение русской эмиграции начала двадцатого века: тоска по России, размытое будущее, зачастую бедность и творческий кризис.
Вспоминая Россию, писал Набоков стихи о Петербурге, своём родном городе. Самой яркой является трилогия сонетов о северной столице. Это завершённый цикл с одноимённым названием. Первая строка каждого стихотворения – последняя строка предыдущего. А две последние строки – первые строки цикла.
Критики, анализируя стихи Набокова, сходятся в одном: выросший в северной столице, наделённый писательским даром, впитавший с детства традиции русский литературы юноша не мог не стать литератором такого уровня. По их мнению, нельзя говорить о ранних «незрелых» стихах писателя, их просто нет. У его поэзии только будущее.

Набоков: Первая любовь
