Стихотворение «Поэты» написано Владимиром Набоковым в 1939 году, во время его нахождения в Париже. Для русской эмиграции это время отличалось разочарованием и чувством утраты Родины, не обошло стороной это и Владимира Набокова. Несмотря на то, что главная тема стихотворения творчество и прощание с идеалами юности, в строках явно прослеживается ностальгия по утраченной Родине. Что впрочем было всегда характерно для творчества Набокова. Автор описывает разочарование и ощущение несоответствия идеалов молодости наступившей реальности.

Композиция стиха состоит из девяти строф, которые начинаются с описания свечи, и заканчиваются молчанием, что создает эффект подведенного итога, и завершенности стихотворения. Набоковские «Поэты» — это грустные и меланхоличные размышления лирического героя о жизни и судьбе творческого человека. Поэтов, о которых идет речь, не покидает чувство невостребованности, о чем свидетельствует метафора об их уходе из мира. Этот уход не из-за страха обидеть добрых людей, а скорее из-за желания избежать быть частью того времени, что неумолимо наступает. И поэты выбирают путь отрешения, приняв обет молчания.

Стихотворение «Поэты» можно отнести к жанру философской лирики. В произведении Владимир Набоков использует ряд художественных средств, которые помогают создать яркие образы и выразить чувства и переживания лирического героя. В стихотворении встречается оксюморон, эллипсис, параллелизм, и конечно же метафоры.

В материале представлены краткий анализ и текст стиха Владимира Набокова.

Поэты

Из комнаты в сени свеча переходит
и гаснет. Плывет отпечаток в глазах,
пока очертаний своих не находит
беззвездная ночь в темно-синих ветвях.

Пора, мы уходим — еще молодые,
со списком еще не приснившихся снов,
с последним, чуть зримым сияньем России
на фосфорных рифмах последних стихов.

А мы ведь, поди, вдохновение знали,
нам жить бы, казалось, и книгам расти,
но музы безродные нас доконали,
и ныне пора нам из мира уйти.

И не потому, что боимся обидеть
своею свободою добрых людей.
Нам просто пора, да и лучше не видеть
всего, что сокрыто от прочих очей:

не видеть всей муки и прелести мира,
окна, в отдаленье поймавшего луч,
лунатиков смирных в солдатских мундирах,
высокого неба, внимательных туч;

красы, укоризны; детей малолетних,
играющих в прятки вокруг и внутри
уборной, кружащейся в сумерках летних;
красы, укоризны вечерней зари;

всего, что томит, обвивается, ранит;
рыданья рекламы на том берегу,
текучих ее изумрудов в тумане,
всего, что сказать я уже не могу.

Сейчас переходим с порога мирского
в ту область… как хочешь ее назови:
пустыня ли, смерть, отрешенье от слова,
иль, может быть, проще: молчанье любви.

Молчанье далекой дороги тележной,
где в пене цветов колея не видна,
молчанье отчизны — любви безнадежной —
молчанье зарницы, молчанье зерна.

Оставьте комментарий