Стихотворение «Лилит» у Владимира Набокова появилось по одним источникам во время его нахождения в Берлине в 1928 году, по другим — не ранее 1930 года. Как бы то ни было, это неоднозначное произведение неоднократно входило в разнообразные сборники и антологии, и имеет скандальную известность.

Темой стихотворения «Лилит» является отражение женской красоты и ее разрушительной силы. Автор обращается к таинственной и мистической фигуре Лилит, которая в библейской традиции ассоциируется с женской демонической силой. Тема страсти и опасности любви также присутствует в стихотворении.

Обращаясь непосредственно к посвящению, прежде всего стоит отметить, что образ Лилит не имеет ничего общего с будущей набоковской Лолитой. Демоница Лилит в различных верованиях имеет различную ипостась, начиная от первой жены Адама, изгнанной Богом, и заканчивая демоницей пьющей кровь младенцев и соблазняющих спящих мужчин. Вероятно последнюю версию и взял за основу Владимир Набоков, работая над этим произведением.

Композиция стиха состоит из последовательного рассказа лирического героя о своем опыте нахождения в преддверии ада, и своем соблазнении хищной и коварной демоницей. Стихотворение «Лилит» можно отнести к жанру философской лирики с элементами символизма и модернизма. Символизм характеризуется использованием символов и образов для передачи авторских эмоций, что хорошо заметно в данном стихотворении. Модернизм, в свою очередь, предполагает эксперименты с формой и языком, что также присутствует в работах Набокова.

Из средств выразительности Набоков использует разнообразие образов и метафор. В стихотворении присутствует настоящее обилие образов, таких как змея в змее, метафора о цветущих сосцах, и др., что создает богатую визуализацию стиха и связанным с этим ассоциаций. Сравнения, олицетворения и яркие эпитеты.

В целом, стихотворение «Лилит» отличается богатством образов, языковой изысканностью и символическим подтекстом, что делает его характерным представителем русской поэзии начала XX века. Наш краткий анализ, историю создания и текст стиха, читайте в материале.

Лилит

Я умер. Яворы и ставни
горячий теребил Эол
вдоль пыльной улицы.
Я шел,
и фавны шли, и в каждом фавне
я мнил, что Пана узнаю:
«Добро, я, кажется, в раю».
От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях,
стройна, как женщина, и нежно
цвели сосцы — и вспомнил я
весну земного бытия,
когда из-за ольхи прибрежной
я близко-близко видеть мог,
как дочка мельника меньшая
шла из воды, вся золотая,
с бородкой мокрой между ног.
И вот теперь, в том самом фраке,
в котором был вчера убит,
с усмешкой хищною гуляки
я подошел к моей Лилит.
Через плечо зеленым глазом
она взглянула — и на мне
одежды вспыхнули и разом
испепелились.
В глубине
был греческий диван мохнатый,
вино на столике, гранаты,
и в вольной росписи стена.
Двумя холодными перстами
по-детски взяв меня за пламя:
«Сюда»,— промолвила она.
Без принужденья, без усилья,
лишь с медленностью озорной,
она раздвинула, как крылья,
свои коленки предо мной.
И обольстителен и весел
был запрокинувшийся лик,
и яростным ударом чресел
я в незабытую проник.
Змея в змее, сосуд в сосуде,
к ней пригнанный, я в ней скользил,
уже восторг в растущем зуде
неописуемый сквозил,—
как вдруг она легко рванулась,
отпрянула и, ноги сжав,
вуаль какую-то подняв,
в нее по бедра завернулась,
и, полон сил, на полпути
к блаженству, я ни с чем остался
и ринулся и зашатался
от ветра странного. «Впусти»,—
я крикнул, с ужасом заметя,
что вновь на улице стою
и мерзко блеющие дети
глядят на булаву мою.
«Впусти»,— и козлоногий, рыжий
народ все множился. «Впусти же,
иначе я с ума сойду!»
Молчала дверь. И перед всеми
мучительно я пролил семя
и понял вдруг, что я в аду.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.