Стихотворение «Марбург» было написано Борисом Пастернаком в 1916 году. Оно посвящено впечатлениям поэта от пребывания в немецком городе Марбурге, куда он приехал после окончания Московского университета для продолжения философского образования. В Марбурге Пастернак пережил несчастную любовь, отвергнутый возлюбленной девушкой (Идой Высоцкой). Эти переживания и легли в основу его стихотворения. Из истории создания этого произведения известно, что спустя 12 лет в 1928 году, Пастернак значительно переработал свое стихотворение.
Главная тема произведения — переживания лирического героя, связанные с неразделенной любовью и одиночеством на чужбине. Стихотворение посвящено воспоминаниям поэта о его пребывании в Марбурге и пережитой там драме в личной жизни.
Композиционно стих состоит из 4 частей. Состояние лирического героя после отказа возлюбленной, описание города Марбурга и размышления героя о своем одиночестве, воспоминания о возлюбленной и игра в шахматы с бессонницей. Герой находится в немецком городе Марбурге, где когда-то жили великие писатели и ученые, такие как Мартин Лютер и братья Гримм. Он сделал предложение любимой, но получил отказ. Это причиняет ему боль, но в то же время он чувствует облегчение и даже блаженство оттого, что все прояснилось. Выйдя на городскую площадь, лирический герой чувствует себя заново родившимся. Все вокруг обретает новые краски и значение, но он старается не замечать людей, чтобы не разрыдаться. В Марбурге идет обычная жизнь — кто-то мастерит самострел, кто-то готовится к ярмарке. Природа также живет своей жизнью — сверчки тикают, цыплята копошатся в кустах. И никому нет дела до состояния лирического героя. Он понимает, что не пойдет завтра к возлюбленной, и должен оторваться от прошлого. Теперь ему предстоит играть в шахматы с тоской и бессонницей. Таким образом, стихотворение передает душевные переживания человека после разрыва отношений на фоне старинного немецкого города с его богатой историей.
По жанру это лирическое стихотворение (любовная лирика с философскими мотивами). Относится к направлению символизма. Из средств выразительности Пастернак использует разнообразные тропы: эпитеты («девственный тростник»), метафоры («ветер, как лодочник, греб»), олицетворения («улицы лоб был смугл»), сравнения. Все это помогает передать эмоциональное состояние лирического героя. Основная мысль стихотворения заключается в том, что переживания, связанные с неразделенной любовью, оставляют глубокий след в душе, но жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Марбург
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
B прощальном значеньи своем подымалась.
Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
По лицам. И все это были подобья.
Но, как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься.
Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба».
«Шагни, и еще раз»,- твердил мне инстинкт,
И вел меня мудро, как старый схоластик,
Чрез девственный, непроходимый тростник
Нагретых деревьев, сирени и страсти.
«Научишься шагом, а после хоть в бег»,-
Твердил он, и новое солнце с зенита
Смотрело, как сызнова учат ходьбе
Туземца планеты на новой планиде.
Одних это все ослепляло. Другим —
Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.
Копались цыплята в кустах георгин,
Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.
Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
Кто, громко свища, мастерил самострел,
Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.
Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
И небо спекалось, упав на кусок
Кровоостанавливающей арники.
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты —
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.
***
Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм.
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все — живо. И все это тоже — подобья.
О, нити любви! Улови, перейми.
Но как ты громаден, обезьяний,
Когда над надмирными жизни дверьми,
Как равный, читаешь свое описанье!
Когда-то под рыцарским этим гнездом
Чума полыхала. А нынешний жуел —
Насупленный лязг и полет поездов
Из жарко, как ульи, курящихся дупел.
Нет, я не пойду туда завтра. Отказ —
Полнее прощанья. Bсе ясно. Мы квиты.
Да и оторвусь ли от газа, от касс,-
Что будет со мною, старинные плиты?
Повсюду портпледы разложит туман,
И в обе оконницы вставят по месяцу.
Тоска пассажиркой скользнет по томам
И с книжкою на оттоманке поместится.
Чего же я трушу? Bедь я, как грамматику,
Бессонницу знаю. Стрясется — спасут.
Рассудок? Но он — как луна для лунатика.
Мы в дружбе, но я не его сосуд.
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.