Стихотворение «Без названия», известное как «Недотрога, тихоня в быту», было написано Борисом Пастернаком в 1956 году. Оно относится к позднему периоду творчества писателя и посвящено его любимой женщине, художнице Ольге Ивинской. Их роман начался в 1946 году и продолжался вплоть до смерти Пастернака. Стихотворение отражает глубокие чувства поэта к своей музе и возлюбленной.
Главная тема произведения — любовь, восхищение красотой и внутренним миром возлюбленной. Пастернак воспевает Ольгу Ивинскую, описывая ее внешность, манеры, черты характера, пытаясь передать ее душевное состояние. Он обращается к ней с нежностью и восхищением, пытаясь запечатлеть ее образ в своем произведении.
Композиция стиха состоит из шести строф по четыре строки в каждой. Первая строфа представляет собой яркий контраст между «тихоней» и «огнем», и поэт хочет запечатлеть этот момент, «запереть» красоту любимой в поэтических строках. Во второй строфе читатель видит интерьерную зарисовку, которая постепенно переходит в описание портрета любимой. Она сидит на тахте, поджав по-турецки ноги. Такие детали, как «горсть скатившихся бусин», придают образу Ольги естественность и очарование. В финальных строках поэт говорит о недостаточности привычных слов для описания своих чувств к возлюбленной.
По жанру это любовная лирика. В стихотворении прослеживаются черты импрессионизма и акмеизма — внимание к зримым, осязаемым деталям, стремление запечатлеть мгновение. Ритм стиха плавный, размеренный. Интонация в основном спокойная, созерцательная, местами становится восторженной и нежной. Из средств выразительности Борис Леонидович использует метафоры («рудоносная залежь чувств»), эпитеты («темный терем», «огневая кожура», «грустный вид»), олицетворения («тихоня в быту»), сравнения, риторические вопросы.
Основная мысль — безграничное восхищение возлюбленной, ее красотой, естественностью, глубиной внутреннего мира. Пастернак пытается запечатлеть Ольгу Ивинскую такой, какой он ее видит и чувствует.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Без названия
Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В темном тереме стихотворенья.
Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.
Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.
Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.
Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?