Шарль Бодлер: Пропасть

Шарль Бодлер - Пропасть, иллюстрация

Стихотворение «Пропасть» было написано Шарлем Бодлером в 1868 году и вошло в его знаменитый сборник «Цветы зла». Это был период расцвета творчества Бодлера, ознаменовавшийся рождением лучших произведений писателя. К наиболее популярным переводам стиха относятся работы К. Бальмонта, В. Шора, С. Андреевского, Эллиса, А. Ламбле и др. Стихотворение также известно под заголовком «Бездна». Название в оригинале — LXXXIX. Le gouffre.

Основная тема стихотворения — это тема пустоты, бездны, бессмысленности человеческого существования. Поэт размышляет о хрупкости бытия, о том, что будущее человека подобно пропасти, в которую он может упасть в любой момент. Стихотворение посвящено французскому философу и математику Блезу Паскалю, который также размышлял о бренности человеческой жизни. Бодлер упоминает о том, что Паскаль «носил в душе водоворот без дна», то есть жил с внутренней пустотой.

Стихотворение состоит из 14 строк, разбитых на 2 катрена и 2 терцета. Композиционно выделяются первая строфа, посвященная Паскалю, и заключительный терцет с философским обобщением. Бодлер описывает ощущение полной пустоты и безнадеги. Лирический герой чувствует себя над бездонной пропастью, окруженный «бездонностью» и «тьмой». Бодлер сравнивает душу героя с «водоворотом без дна», отсылая к философу Паскалю и его представлениям о человеческом существовании. Герой охвачен ужасом перед лицом пустоты бытия («открыла тишина мне тайну ужаса»). Мир кажется ему мрачным и бесконечным («везде бездонность, глубина»). Даже во сне его преследуют кошмары («во тьме моих ночей встает уродство сна»). Весь мир — это «зияющий провал», и человек, попавший туда, обречен. Герой хотел бы слиться с этой пустотой и утратить чувство собственного «я». Однако в финале он понимает, что не может вырваться за пределы мироздания и обрести забвение. Так Бодлер выражает экзистенциальный ужас лирического героя перед бессмысленностью мира и одиночеством.

По жанру это лирическое стихотворение, написанное в духе символизма, который был ведущим направлением в поэзии того времени. Из средств выразительности Бодлер использует метафоры, эпитеты, антитезу, анафоры. Это создает ощущение тревоги, безысходности, отчаяния.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Пропасть

Паскаль носил в душе водоворот без дна.
— Все пропасть алчная: слова, мечты, желанья.
Мне тайну ужаса открыла тишина,
И холодею я от черного сознанья.

Вверху, внизу, везде бездонность, глубина,
Пространство страшное с отравою молчанья.
Во тьме моих ночей встает уродство сна
Многообразного, — кошмар без окончанья.

Мне чудится, что ночь — зияющий провал,
И кто в нее вступил — тот схвачен темнотою.
Сквозь каждое окно — бездонность предо мною.

Мой дух с восторгом бы в ничтожестве пропал,
Чтоб тьмой бесчувствия закрыть свои терзанья.
— А! Никогда не быть вне Чисел, вне Созданья!

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.