Стихотворение «Фотография» написано К.М. Симоновым в 1939 году и посвящено Евгении Ласкиной, возлюбленной и второй жене писателя. Об этом говорит аббревиатура «Е.Л.» в конце строк. Произведение появилось во время нахождения Константина Михайловича в командировке на Халхин-Голе. В нем отчасти отразились и его впечатления от военных будней.
В стихотворении поднимается важная для военной лирики Симонова тема любви и верности на войне. Лирический герой размышляет о том, что на фронте до фотографий любимых нет никакого дела — главное выжить и победить. Но в последних строчках он как бы просит любимую женщину понять и простить его жестокое равнодушие.
Композиция стиха состоит из 5 строф. Повествование ведется от первого лица. Сюжет развивается по нарастающей: от воспоминаний о фотографиях к описанию эпизода с чужими фото в палатке. Завершается стих обращением лирического героя к любимой с просьбой простить его черствость, порожденную войной. Так в произведении противопоставляются фронтовая жестокость и душевная теплота, которую солдат хранит в своих воспоминаниях.
По своему жанру «Фотография» лирическое стихотворение (относится к военной лирике). Интонация спокойная, размеренная. Подчеркивает задумчивость и грусть автора. Из средств выразительности Симонов использует эпитеты («пыльный пол», «чужие сувениры»), сравнения (глаза «с чужими косыми глазами»), антитезу. Основная мысль: война жестока, разлучает близких людей, но солдат вынужден отбросить сентиментальность, чтобы сражаться за Родину и победить.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Фотография
Я твоих фотографий в дорогу не брал:
Все равно и без них — если вспомним — приедем.
На четвертые сутки, давно переехав Урал,
Я в тоске не показывал их любопытным соседям.
Никогда не забуду после боя палатку в тылу,
Между сумками, саблями и термосами,
В груде ржавых трофеев, на пыльном полу,
Фотографии женщин с чужими косыми глазами.
Они молча стояли у картонных домов для любви,
У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой:
И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,
Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.
Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна»,
Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела.
Нет, не черствое сердце, а просто война:
До чужих сувениров нам не было дела.
Я не брал фотографий. В дороге на что они мне?
И опять не возьму их. А ты, не ревнуя,
На минуту попробуй увидеть, хотя бы во сне,
Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную.