Стихотворение «Одной в раю» было написано Эдгаром Алланом По в 1833 году. На тот момент он был молодым поэтом, только начинавшим свой творческий путь. Это раннее произведение уже демонстрирует тематику одиночества, утраченной любви и идеала, которые будут лейтмотивами его дальнейшего творчества. Произведение входит в разнообразные сборники и антологии. Из наиболее популярных переводов стихотворения стоит отметить работы В. Рогова, Ю. Корнеева, В. Брюсова и К. Бальмонта. Оригинальное название стиха — To one in Paradise.
Центральная тема — идеализированная, возвышенная любовь, ставшая для лирического героя единственным источником смысла жизни. Утрата этой любви приводит к безысходности и опустошенности.
Композиционно стихотворение делится на 3 части. Первая из них — восторг лирического героя от объекта его обожания, вторая — осознание утраты, безысходность, третья — попытка воскресить хрупкие воспоминания о былой любви. Сюжет произведения построен на воспоминаниях лирического героя. Он сравнивает свои чувства с нежным сном, который был слишком хрупок и не мог длиться вечно. Жестокая реальность пробудила героя. Он сопротивляется, не желая расставаться с воспоминаниями, и образ возлюбленной преследует его повсюду. В конце концов лирический герой осознает, что возлюбленная его покинула, оставив в одиночестве среди туманных северных пейзажей. Прошлое представлено здесь как сказка, а настоящее — в виде безрадостной и жестокой реальности. Чувства героя полны горечи и тоски по ускользнувшему от него счастью.
По жанру это элегия, наполненная чувственными мотивами, что характерно для литературного направления романтизма, к которому принадлежал По. Плавный ритм, мелодичность и напевность созвучны с настроением лирического героя. Интонация постепенно меняется от восторженной к печальной. Из средств выразительности автор использует такие тропы, как метафоры («алтарь во храме»), олицетворения («волны поют», «ночь живет»), эпитеты («эфирной пляске», «серебристых ив»), повторы («Навек, — навек, — навек!»)
Основная мысль — неизбежная утрата идеала красоты и чистой, возвышенной любви приводит человека к духовной опустошенности.
Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.
Одной в раю
В твоем все было взоре,
О чем грустят мечты:
Была ты — остров в море,
Алтарь во храме — ты,
Цветы в лесном просторе,
И все — мои цветы!
Но сон был слишком нежен,
И длиться он не мог,
Конец был неизбежен!
Зов будущего строг:
«Вперед!» — но дух, мятежен,
Над сном, что был так нежен,
Ждет — медлит — изнемог.
Увы! — вся жизнь — в тумане,
Не будет больше нег.
«Навек, — навек, — навек!»
(Так волны в океане
Поют, свершая бег).
Орел, убит, не встанет,
Дуб срублен, дровосек!
Все дни мои — как сказки,
И снами ночь живет:
Твои мне блещут глазки,
Твой легкий шаг поет, —
В какой эфирной пляске
У итальянских вод.
Ты в даль морей пространных
Плывешь, меня забыв,
Для радостей обманных,
Для грез, чей облик лжив,
От наших стран туманных,
От серебристых ив.