Эдгар Аллан По: Одной в раю

Эдгар Аллан По - Одной в раю, иллюстрация

Стихотворение «Одной в раю» было написано Эдгаром Алланом По в 1833 году. На тот момент он был молодым поэтом, только начинавшим свой творческий путь. Это раннее произведение уже демонстрирует тематику одиночества, утраченной любви и идеала, которые будут лейтмотивами его дальнейшего творчества. Произведение входит в разнообразные сборники и антологии. Из наиболее популярных переводов стихотворения стоит отметить работы В. Рогова, Ю. Корнеева, В. Брюсова и К. Бальмонта. Оригинальное название стиха — To one in Paradise.

Центральная тема — идеализированная, возвышенная любовь, ставшая для лирического героя единственным источником смысла жизни. Утрата этой любви приводит к безысходности и опустошенности.

Композиционно стихотворение делится на 3 части. Первая из них — восторг лирического героя от объекта его обожания, вторая — осознание утраты, безысходность, третья — попытка воскресить хрупкие воспоминания о былой любви. Сюжет произведения построен на воспоминаниях лирического героя. Он сравнивает свои чувства с нежным сном, который был слишком хрупок и не мог длиться вечно. Жестокая реальность пробудила героя. Он сопротивляется, не желая расставаться с воспоминаниями, и образ возлюбленной преследует его повсюду. В конце концов лирический герой осознает, что возлюбленная его покинула, оставив в одиночестве среди туманных северных пейзажей. Прошлое представлено здесь как сказка, а настоящее — в виде безрадостной и жестокой реальности. Чувства героя полны горечи и тоски по ускользнувшему от него счастью.

По жанру это элегия, наполненная чувственными мотивами, что характерно для литературного направления романтизма, к которому принадлежал По. Плавный ритм, мелодичность и напевность созвучны с настроением лирического героя. Интонация постепенно меняется от восторженной к печальной. Из средств выразительности автор использует такие тропы, как метафоры («алтарь во храме»), олицетворения («волны поют», «ночь живет»), эпитеты («эфирной пляске», «серебристых ив»), повторы («Навек, — навек, — навек!»)

Основная мысль — неизбежная утрата идеала красоты и чистой, возвышенной любви приводит человека к духовной опустошенности.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Одной в раю

В твоем все было взоре,
О чем грустят мечты:
Была ты — остров в море,
Алтарь во храме — ты,
Цветы в лесном просторе,
И все — мои цветы!

Но сон был слишком нежен,
И длиться он не мог,
Конец был неизбежен!
Зов будущего строг:
«Вперед!» — но дух, мятежен,
Над сном, что был так нежен,
Ждет — медлит — изнемог.

Увы! — вся жизнь — в тумане,
Не будет больше нег.
«Навек, — навек, — навек!»
(Так волны в океане
Поют, свершая бег).
Орел, убит, не встанет,
Дуб срублен, дровосек!

Все дни мои — как сказки,
И снами ночь живет:
Твои мне блещут глазки,
Твой легкий шаг поет, —
В какой эфирной пляске
У итальянских вод.

Ты в даль морей пространных
Плывешь, меня забыв,
Для радостей обманных,
Для грез, чей облик лжив,
От наших стран туманных,
От серебристых ив.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.