Гефсиманский сад — Пастернак

Гефсиманский сад - Пастернак, иллюстрация

Стихотворение «Гефсиманский сад» у Б.Л. Пастернака появилось в 1949 году, и относится к зрелому творческому периоду писателя. Если обратиться к биографии Пастернака и истории создания стиха, то мы видим что Борис Леонидович переживает не самые лучшие времена. Поэт в немилости у властей, уничтожен тираж стихов Пастернака, будущее кажется туманным и непонятным. Несмотря на все это, писатель обращается к вечной теме одного из сюжетов Евангелия, заново переосмысляя его в «Гефсиманском саде». Произведение ставит точку в стихотворном цикле дневников доктора Живаго, и является ключевым в понимании смысла одноименного романа.

Темой стихотворения является момент молитвы и внутренней борьбы Христа в Гефсиманском саду перед предстоящей распятием. Пастернак обращается к библейской истории и фокусируется на внутренних переживаниях и душевной борьбе Иисуса перед принятием своей участи.

Композиция стиха состоит из четырнадцати строф, и описывает момент когда Иисус приходит помолиться в Гефсиманский сад. Описание окружающей природы, сада и атмосферы ночи придают тревожность предстоящим событиям. Он осознает предстоящие страдания, но готов принять их как часть предначертанной судьбы ради спасения человечества.

Стихотворение относится к философской лирике, и передает глубокие чувства и душевную борьбу Иисуса. Из средств выразительности в нем используются метафоры и образы (например, о подошедшей к определенной странице книге жизни). Диалоги, повторы, риторические вопросы, элегические приемы, олицетворения и эпитеты (например о далеких звездах, или земельном наделе). Ключевые моменты стихотворения – это внутренние борьба Иисуса, его молитва, осознание предательства Иудой и готовность принять предстоящие страдания. В произведении отражена атмосфера тревоги, мистики и духовной борьбы, которыми сопровождались эти события. В целом, «Гефсиманский сад» Пастернака — это глубокомысленное лирическое произведение, обращенное к духовным аспектам человеческой судьбы.

Наш краткий анализ, историю создания и текст стиха, читайте в материале.

Гефсиманский сад

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст».

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.