Крылов: Квартет

Крылов - Квартет, иллюстрация

Басня «Квартет» у И.А. Крылова появилась в 1811 году, и является одной из самых популярных у баснописца. Из истории создания этой басни известно, что Ивану Андреевичу в то время было сорок два года, и он трудился в Императорской библиотеке. Авторитет баснописца у Крылова уже был неоспорим, и именно в это время и была написана басня «Квартет». Некоторые критики считают «Квартет» басней с политическим подтекстом, и предполагают что поводом для ее появления стало разделение Российского Государственного совета на четыре департамента. Однако, читая текст стихотворения понимаешь, что эта басня настоящий кладезь мудрости, актуальный во все времена.

Анализируя композицию «Квартета», не перестаешь удивляться как точно и тонко Иван Андреевич сумел в образах зверей показать и даже высмеять человеческие недостатки и даже пороки. В целом композиция состоит из истории, когда на лужайке под липами собрались Мартышка, Медведь, Осел и Козел, и затеяли сыграть квартет. Однако не обладая умением игры на инструментах, дело не клеилось, и веселая компания стали искать причины. Чего только не пробовали герои «Квартета»! Они менялись местами, усаживались в ряд, но игра не ладилась, пока мимо не пролетал соловей. Животные обратились к известному певцу, чтобы тот помог им понять в чем дело. Однако ответ был для квартета шокирующим. Оказывается, для того чтобы быть музыкантом необходимо иметь умение игры и слух. А банальная смена мест делу не поможет. Отсюда вытекает и главная идея басни… для того, чтобы дело спорилось и получался результат мало одного лишь желания. Для этого необходимы как знания, так и умения.

Для придания особого колорита «Квартету» из средств выразительности Иван Андреевич использовал народный фольклор, приемы олицетворения главных героев, гиперболы, метафоры и эпитеты. Впервые басня была опубликована в сборнике «Новые басни» в том же году.

Наш краткий анализ, историю создания и текст басни, читайте в материале.

Квартет (Басня)

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Все в музыканты не годитесь».

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.