Байрон: Отрывок

Байрон - Отрывок, иллюстрация

Стихотворение «Отрывок» было написано Джорджем Байроном в 1816 году. Этот период считается одним из наиболее плодотворных в творчестве поэта, известного как родоначальника английского романтизма. В том же 1816 году, названном «годом без лета», Байрон создал такие значительные произведения, как третью часть «Чайльд Гарольда» и поэму «Манфред». К наиболее популярным переводам стихотворения относятся работы О. Чюминой и Г. Шенгели. Оригинальное название стиха — A fragment.

Главной темой «Отрывка» является размышление о смерти, природе человеческой жизни и загробном существовании. Поэт задается вопросами о том, что такое смерть, что ожидает человека после нее, и пытается проникнуть в тайны потустороннего мира.

Стихотворение состоит из 40 строк, объединенных в одно целостное произведение. Композиционно в нем можно выделить несколько смысловых частей:

— Вступление с метафорическим описанием жизненного пути. Автор представляет этот путь в виде реки, берега которой усыпаны пожелтевшими цветами.

— Размышления о природе смерти и потусторонней жизни. Байрон задается вопросом о сущности смерти — является ли она лишь гробницей с тленом или же представляет собой нечто большее? Поэт считает жизнь лишь видением, а по-настоящему живым — лишь то, что мы можем увидеть собственными глазами. Отсутствующих он называет мертвыми, хотя воспоминания о них наполняют душу тревогой.

— Вопросы о тайнах загробного мира и желание поэта разгадать эту загадку. Байрон задается вопросом, кто же населяет эти «жилища подземные». Царит ли там глубокое молчание одиночества или же у усопших есть свой язык и осознание своего загробного существования? В финале стихотворения Байрон выражает желание проникнуть в этот потусторонний мир, постичь тайны его превращений, и узнать сущность избранных существ, ныне уже бездыханных.

По жанру «Отрывок» можно отнести к философской лирике. В нем отчетливо прослеживаются характерные черты романтизма как литературного направления: обращение к вечным вопросам бытия, интерес к потусторонним тайнам, метафоричность и символизм образов. Интонация стихотворения меняется от спокойно-повествовательной в начале к вопросительной и взволнованной в финале, отражая нарастание эмоционального напряжения. Из средств выразительности Байрон использует самые разнообразные тропы: метафоры («первоисточник блаженства и тоски», «зыбь на поверхности», «могильная тьма»), олицетворения, риторические вопросы, инверсию («преддверьем в твой чертог»), аллегории («ключ от глубин твоих»).

Основная мысль стихотворения заключается в попытке человека проникнуть в тайны смерти и загробной жизни. Байрон изображает смерть не как конец, а как переход в иное состояние бытия, которое таит в себе множество неразгаданных тайн. Поэт стремится постичь эти тайны и увидеть «чудеса» потустороннего мира.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха, читайте в материале.

Отрывок

Когда б вновь вынесла меня волна реки
К первоисточнику блаженства и тоски —
Я не поплыл бы вновь меж теми берегами,
Что пожелтевшими усеяны цветами, —
Пускай бы как теперь текла река часов,
Сливаясь с множеством безвестных ручейков.
Но что такое Смерть? Покой сердец, гробница?
И целое того, чего мы все — частица?
Ведь жизнь — видение. Лишь то из бытия
Мне кажется живым — что взором вижу я,
И мертвыми считать отсутствующих можно.
Для сердца мысль о них мучительно тревожна,
Воспоминания в час отдыха ночной
Окутывают нас печали пеленой.
О да, они мертвы и холодны; едва ли
Мы вновь увидим их, какими раньше знали.
Они изменчивы, а если и хранит
Воспоминанье тот, кто нами не забыт,
Мы все ж разлучены — лежит ли между нами
Земля, простор морской с шумящими волнами
Иль земли и моря — пока в своих гробах
В один бесчувственный мы не сольемся прах.
И кто они — жилищ подземных населенье?
Мильоны мертвецов, что стали жертвой тленья?
Тысячелетий пыль, покрывшая собой
Все то, на что ступал иль ступит род людской?
Полна обитель их молчанием глубоким
И там живут они по кельям одиноким?
Иль есть у них язык, сознанье бытия
Их бездыханного, что в мрачном напряженье
Безмолвью полночи подобно? О, земля!
Где — опочившие, и для чего — рожденье?
Усопшие — твои наследники, а мы —
Зыбь на поверхности. Среди могильной тьмы —
Ключ от глубин твоих, и служит гроб вступленьем,
Преддверьем в твой чертог с громадным населеньем.
Войдя туда как дух, я суть земных веществ
Там в превращениях постиг бы несказанных,
И видел чудеса, и — ныне бездыханных —
Открыл бы тайну избранных существ.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.