Мариенбадская Элегия — Гете

Мариенбадская Элегия - Гете, иллюстрация

Стихотворение «Мариенбадская Элегия» было написано Гете в 1823 году в чешском курортном городке Мариенбад, где поэт проходил лечение на минеральных водах. Именно это место и послужило вдохновением для создания этой элегии. В основе сюжета лежит история любви Гете к молодой девушке Ульрике фон Левецов, которой тогда было 19 лет, а поэту — 74 года.

Главная тема «Мариенбадской Элегии» — любовь, ее всепоглощающая и всеобъемлющая сила, способная поднять человека как на невиданные высоты блаженства, так и погрузить в пучину страданий и отчаяния. Гете размышляет о природе любви, ее мимолетности и вечности одновременно. Стихотворение посвящено юной Ульрике фон Левецов, в которую Гете был глубоко влюблен. Она предстает в элегии идеалом женской красоты и непостижимой загадкой.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, начинаясь и заканчиваясь мотивами разлуки и страданий. В центре — описание блаженных мгновений любви, упоение красотой возлюбленной. Это произведение — величественная и одновременно трепетная элегия, признанная как одно из лучших творений Иоганна фон Гете. С первых строф поэт выражает сомнения и тревогу перед встречей с возлюбленной. Он не знает, что принесет это свидание — «восторги иль страданья». Гете рисует картины безмятежного счастья, когда мгновение остановилось в его упоении любовью. Но наступает «прощальный миг», и героя «изгоняют из рая». В душе поэта кипят страсти — «сомненья, скорбь, укоры, боль живая». Но стоит лишь вспомнить образ возлюбленной, как он вновь обретает умиротворение, ибо красота женщины есть отражение небесного совершенства. В последних строфах звучат нотки трагизма — разбитые мечты, безысходность, душевное опустошение. Поэт словно роняет увядший цветок счастья из ослабевших рук. Но несмотря на муки, любовь озарила его жизнь ярким светом, и это является высшей наградой.

По жанру это элегия — лирическое стихотворение грустного, меланхоличного содержания. Вместе с тем произведение насыщено мотивами, характерными для романтизма: культ чувств, идеализация любви, мотив разлада личности и общества. Ритм стиха плавный, размеренный, создающий ощущение величественности и значимости чувств. Интонация меняется от восторженной к трагичной по мере развития сюжета. Из средств выразительности Гете использует множество ярких поэтических образов и тропов. Преобладают метафоры, эпитеты, олицетворения, инверсии.

Основная мысль «Мариенбадской Элегии» заключается в том, что любовь — высшее из чувств, дарованных человеку. Она способна как озарить жизнь светом счастья, так и погрузить в пучину горя и отчаяния.

Наш краткий анализ, историю создания и полный текст стиха в переводе В. Левика, читайте в материале.

Мариенбадская Элегия

Что принесет желанный день свиданья,
Цветок, не распустившийся доселе?
В нем ад иль рай — восторги иль страданья?
Твоей душой сомненья овладели.
Сомненья нет! Она у райских врат,
В ее любви — твой горний вертоград.

И ты вступил в блаженные селенья,
Как некий дух, достойный жизни вечной.
Здесь нет надежд, желания, томленья,
Здесь твой эдем, мечты предел конечный.
Перед лицом единственно прекрасной
Иссяк источник горести напрасной.

Крылатый день влачился так уныло,
Ты исчислял мгновения, тоскуя,
Но и в лучах полдневного светила
Не таял след ночного поцелуя.
Часы текли скучны, однообразны,
Как братья сходны и как братья разны.

Прощальный миг! Восторги обрывая,
В последний раз ты льнешь к устам любимым.
Идешь — и медлишь — и бежишь из рая,
Как бы гонимый грозным серафимом.
Глядишь на темный путь — и грусть во взоре,
Глядишь назад — ворота на запоре.

И сердце вдруг ушло в себя, замкнулось,
Как будто ей себя не раскрывало,
Как будто с ней для счастья не проснулось,
Своим сияньем звезд не затмевала.
Сомненья, скорбь, укоры, боль живая
Теснят его, как туча грозовая.

Иль мир погас? Иль гордые утесы
В лучах зари не золотятся боле?
Не зреют нивы, не сверкают росы,
Не вьется речка через лес и поле?
Не блещет — то бесформенным эфиром,
То в сотнях форм — лазурный свод над миром?

Ты видишь — там, в голубизне бездонной,
Всех ангелов прекрасней и нежней,
Из воздуха и света сотворенный,
Сияет образ, дивно сходный с ней.
Такою в танце, в шумном блеске бала,
Красавица очам твоим предстала.

И ты глядишь в восторге, в восхищенье,
Но только миг — она здесь неживая,
Она верней в твоем воображенье —
Подобна той, но каждый миг другая.
Всегда одна, но в сотнях воплощений,
И с каждым — все светлей и совершенней.

Так у ворот она меня встречала
И по ступеням в рай меня вводила,
Прощальным поцелуем провожала,
Затем, догнав, последний мне дарила,
И образ тот в движенье, в смене вечной,
Огнем начертан в глубине сердечной.

В том сердце, что, отдавшись ей всецело,
Нашло в ней все, что для него священно.
Лишь в ней до дна раскрыть себя сумело,
Лишь для нее вовеки неизменно,
И каждым ей принадлежа биеньем,
Прекрасный плен сочло освобожденьем.

Уже, холодным скована покоем,
Скудела кровь — без чувства, без влеченья,
Но вдруг могучим налетели роем
Мечты, надежды, замыслы, решенья.
И я узнал в желаньях обновленных,
Как жар любви животворит влюбленных.

А все — она! Под бременем печали
Изнемогал я, гас душой и телом.
Пред взором смутным призраки вставали,
Как в бездне ночи, в сердце опустелом.
Одно окно забрезжило зарею,
И вот она — как солнце предо мною.

С покоем божьим — он душе скорбящей
Целителен, так сказано в Писанье,—
Сравню покой любви животворящей,
С возлюбленной сердечное слиянье.
Она со мной — и все, все побледнело
Пред счастьем ей принадлежать всецело.

Мы жаждем, видя образ лучезарный,
С возвышенным, прекрасным, несказанным
Навек душой сродниться благодарной,
Покончив с темным, вечно безымянным.
И в этом — благочестье! Только с нею
Той светлою вершиной я владею.

В дыханье милой — теплый ветер мая,
Во взоре милой — солнца луч полдневный,
И себялюбья толща ледяная
Пред нею тает в глубине душевной.
Бегут, ее заслышав приближенье,
Своекорыстье, самовозвышенье.

Я вспоминаю, как она сказала:
«Всечасно жизнь дары благие множит.
От прошлого запомнится так мало,
Грядущего никто прозреть не может.
Ты ждал, что вечер принесет печали,
Блеснул закат — и мы счастливей стали.

Так следуй мне и весело и смело
Гляди в глаза мгновенью! Тайна — в этом!
Любовь, и подвиг, и простое дело
Бери от жизни с дружеским приветом.
Когда ты все приемлешь детски ясно,
Ты все вместишь и все тебе подвластно».

«Легко сказать! — подумал я.— Судьбою
Ты избрана для милостей мгновенья.
Тебя мгновенно каждый, кто с тобою,
Почувствует любимцем провиденья.
Но если нас разделит рок жестокий,
К чему тогда мне твой завет высокий!»

И ты ушла! От нынешней минуты
Чего мне ждать? В томлении напрасном
Приемлю я, как тягостные путы,
Все доброе, что мог бы звать прекрасным.
Тоской гоним, скитаюсь я в пустыне,
И лишь слезам вверяю сердце ныне.

Мой пламень погасить не в вашей власти,
Но лейтесь, лейтесь горестным потоком.
Душа кипит, и рвется грудь на части.
Там смерть и жизнь — в борении жестоком.
Нашлось бы зелье от телесной боли,
Но в сердце нет решимости и воли.

Друзья мои, простимся! В чаще темной
Меж диких скал один останусь я.
Но вы идите — смело в мир огромный.
В великолепье, в роскошь бытия!
Все познавайте — небо, земли, воды,
За слогом слог — до самых недр природы!

А мной — весь мир, я сам собой утрачен,
Богов любимцем был я с детских лет,
Мне был ларец Пандоры предназначен,
Где много благ, стократно больше бед.
Я счастлив был, с прекрасной обрученный,
Отвергнут ею — гибну, обреченный.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.